Участникам рынка автоперевозок рассказали о сроках внедрения электронных транспортных накладных и других перевозочных документов.
15 ноября в Москве прошёл Всероссийский форум ЭДО’2022. Это ежегодное мероприятие посвящено внедрению и развитию электронного документооборота.
Одной из главных тем форума стали электронные перевозочные документы. Замглавы Минтранса Дмитрий Баканов рассказал участникам форума, что оценка проходящему сейчас эксперименту по их использованию будет дана по итогам 2023 года. Можно предположить, что по итогам этой оценки и будет принято решение о сроках окончательного перехода на ЭДО, т.е. случится это не раньше 2024 года.
Если же говорить об эффективности, то уже сегодня ясно, что внедрение ЭДО позволяет добиться поставленных целей – кратно сократить ненужные транзакции и ускорить процесс оплаты.
— Проверка на дорогах электронной транспортной накладной основывается на офлайн-проверке через QR-код. С нашей точки зрения, это оптимальный алгоритм. Операторы быстро реализовали, а ГИБДД в ручном режиме довели до всего личного состава субъектов и оттестировали, — заявил Дмитрий Баканов.
Чиновник отметил, что обязательный переход на ЭДО в грузоперевозках станет поэтапным и будет объявляться «по секторам».
Напомним, на сегодняшний день участники рынка грузоперевозок могут оформить в ГИС ЭПД электронные транспортную накладную, сопроводительную ведомость и заказ-наряд. С 1 марта 2023 к этим документам добавится путевой лист. Использование ЭДО позволяет ускорить обмен документами, снизить показатели простоя и сократить издержки.
Машиночитаемые доверенности тоже станут обязательными
Другой обсуждаемой темой стали машиночитаемые доверенности для представителей ИП и юридических лиц. Они станут обязательными для использования с 31 августа 2023 года. До этого срока сотрудники компаний могут использовать выданные сертификаты.
Директор Правового департамента Минцифры Роман Кузнецов заявил, что совместно с ФНС, Казначейством и Нотариальной палатой ведомство пришло к выводу о необходимости создания единой формы МЧД. Она будет представлена до конца года. Дорожная карта перехода на МЧД уже разработана и будет принята до сентября 2023 года.
Кроме того, представитель Минцифры анонсировал внесение изменений в законодательство, которые сделают возможным признание иностранных электронных подписей. Таким образом участники международных правоотношений смогут использовать национальные ЭП.
С ЭДО лучше не затягивать
В работе форума приняли участие представители ATI.SU. Сервис Биржи АТИ-Доки с 2020 года имеет статус доверенного оператора электронного документооборота и позволяет обмениваться документами, обладающими юридической силой.
Сейчас сервис готовится к работе с электронными транспортными накладными и другими перевозочными документами, чтобы участники Биржи могли с его помощью оформлять весь цикл перевозки. Реализуется поддержка и других грядущих изменений, в том числе работы с МЧД.
Участникам ATI.SU не придётся искать нового оператора ЭДО — АТИ-Доки уже доступны им без дополнительной регистрации.
— Мы рекомендуем уже сейчас подключать электронную подпись, осваиваться с электронными документами и постепенно переходить на ЭДО до того, как это станет обязательным, — рассказывает Ирина Куракина, менеджер продукта АТИ-Доки.