Новый законопроект Минтранса существенно расширит функционал тахографов: с 2024 года они смогут отслеживать усталость водителя и, в зависимости от его состояния, запрещать дальнейшую работу — или наоборот продлевать рабочее время.
Совсем недавно мы писали об онлайн-тахографах, которые будут отслеживать работу водителей в реальном времени и смогут выписывать штрафы не только за нарушения РТО, но и за превышения скорости. А на прошлой неделе в Госдуму был внесён ещё один законопроект, расширяющий сферу применения контрольных устройств.
Разработанный Минтрансом документ опубликован на сайте нижней палаты парламента. Его авторы предлагают узаконить использование средств контроля за психофизиологическим состоянием водителя, проще говоря — приборов, отслеживающих усталость, которые будут работать в связке с привычным тахографом.
Такие системы в России уже есть, правда, массово они не используются. Некоторые производители легковушек начали выпускать машины со штатными устройствами, отслеживающими усталость водителей. В законопроекте, очевидно, речь идёт о внештатных системах контроля — авторы документа оценивают их стоимость в 25-80 тыс. рублей.
Минтранс предлагает предоставить владельцам коммерческого транспорта право использовать их и получить преимущество: продлённое (в сравнении с привычным РТО) допустимое время работы, если водитель не устал. Если же прибор определит, что водитель начал засыпать, придётся сделать перерыв — даже если время работы по РТО ещё не подошло к концу.
Насколько можно будет увеличить максимальное рабочее время, пока неизвестно. Судя по всему, для этого потребуется внести изменения в ПДД (а возможно и в другие нормативные акты).
Авторы законопроекта отмечают, что использование таких приборов повысит безопасность на дорогах и снизит число ДТП, происходящих из-за усталости. Проблема, надо признать, актуальная: данные исследований показывают, что из-за уснувших водителей происходит от 10 до 30% аварий. Последний резонансный случай произошёл в начале ноября в центре Москвы: на улице 1905 года самосвал врезался в машину такси, погибли двое — пассажир и водитель. Впоследствии выяснилось, что водитель самосвала заснул за рулём.
Расходы на приобретение устройств для 10% автопарка коммерческого транспорта (очевидно, использовать их решат не все) оцениваются примерно в 10 млрд рублей. Если законопроект будет одобрен Госдумой и подписан президентом в текущем виде, то вступит в силу 1 сентября 2024 года.
В Объединении перевозчиков России новый законопроект комментировать не стали: председатель объединения Сергей Владимиров отметил, что информации об отслеживающих усталость устройствах мало, и говорить об их вреде или пользе пока преждевременно.
Автоэксперт Василий Кисенков рассказал журналистам «Парламентской газеты», как работают системы контроля усталости, которые уже сегодня устанавливаются в грузовые автомобили некоторыми производителями. Они отслеживают положение тела водителя и наклон его головы: когда автоматика «понимает», что водитель вот-вот заснёт, руль начинает вибрировать.
Водителям, машины которых такой системой не оснащены, эксперт советует прибегать к традиционным средствам борьбы с усталостью: открытое окно, громкая музыка, долька лимона под языком. Вместо кофе стоит выбрать зелёный чай, а самое верное решение — не рисковать и поспать хотя бы 20 минут.
Ранее мы неоднократно слышали от владельцев грузового транспорта о проблеме, которая сводит на нет все усилия чиновников, стремящихся усовершенствовать касающееся РТО законодательство. Это — неразвитая инфраструктура: во многих уголках России нет необходимого количества объектов придорожного сервиса (в первую очередь, охраняемых стоянок), и водителям зачастую приходится нарушать режим не из корыстных побуждений, а просто потому, что остановится на отдых негде. В таком случае устройство, позволяющее продлить рабочее время, может оказаться полезным — впрочем, действующее законодательство и без него разрешает продлить время работы на два часа, чтобы добраться до места отдыха.