← Дзен

«Работайте на свой карман»: почему важно экономить топливо и как это правильно делать

фото: poetrysilver.ru

Инструктор по экономичному вождению Александр уверен: такой стиль управления не только сохраняет деньги, но и повышает безопасность перевозки, а также продлевает срок службы деталей тормозной системы.

Топливо — главная статья расходов любого перевозчика. Экономичное вождение существенно снижает расход горючего и сохраняет деньги. А ещё экономичное вождение — это всегда безопасное вождение. В этом уверен Александр, автор YouTube-канала «Мысли дальнобойщика». Он работал профессиональным водителем, а затем стал инструктором по экономичному вождению и теперь делится своими секретами не только с учениками, но и с подписчиками.

— Три главных параметра, свойственных экономичному вождению — правильно выбранный скоростной режим, рациональное использование кинетической энергии автомобиля (движение накатом) и равномерность движения, — рассказывает Александр. — Всё это зиждется на едином фундаменте: предвидении дорожной ситуации, способности просчитывать её. Человек должен думать и просчитывать свои действия на сотни метров, а иногда и на километры вперёд.

Эксперт отмечает: у каждого грузовика есть оптимальный режим, при котором двигатель на высшей передаче работает в зоне максимального крутящего момента.

— Если мы берм тягач Scania G400 2014 года с роботизированной коробкой, то крутящий момент начинается с 1000 оборотов. При 1000 оборотов на 12-й передаче скорость будет порядка 70 км/ч. Это самая экономичная скорость, — рассказывает Александр. — Но с точки зрения времени выдерживать такую скорость позволительно не всегда, поэтому оптимальной можно назвать скорость 80 км/ч.  

Эксперт уточняет, что такие расчёты верны только для еврофур: у «американцев» всё может быть иначе. Многие водители американских грузовиков утверждают, что наилучшая скорость для них — около 100 км/ч. Александр допускает, что они могут ошибаться: на такой скорости сопротивление воздуха возрастает настолько, что его влияние не может быть компенсировано даже аэродинамичной капотной компоновкой. Возможно, и у «американцев» наилучшая с точки зрения экономии топлива скорость — всё те же 70 км/ч, но не на последней, а на предпоследней передаче.

Александр утверждает: разница в расходе топлива между гружёными фурами, идущими со скоростью 80 и 89 км/ч может достигать 2 литров на 100 км. Если рассмотреть условный рейс из Москвы в Новосибирск (3400 км), то получится, что один из водителей преодолеет маршрут на 4 часа быстрее (что в данном случае будет нивелировано разницей в часовых поясах), а потратит на ~70 литров топлива больше (3780 рублей при цене 54 р. за литр) — и это только в одну сторону.

За месяц экономия может превысить 20 тысяч рублей, а детали машины (в первую очередь тормозной системы) будут изнашиваться значительно медленнее.

Многое зависит от внешних факторов. Дождь или сильный лобовой ветер могут заметно увеличить расход (в то же время попутный ветер позволит снизить его — или немного увеличить скорость). Большое значение имеет рельеф местности и умение водителя правильно использовать кинетическую энергию там, где это нужно. Важно заранее продумать маршрут и делать остановки только тогда, когда это действительно необходимо. Не менее важно, чтобы машина была оборудована круиз-контролем: выдерживать одинаковую постоянную скорость без него практически невозможно.

Эксперт призывает водителей изучать приёмы экономичного вождения и просчитывать все возможные нюансы, чтобы экономить деньги.

— Берите калькулятор и просчитывайте. Работайте на свои интересы, на свой карман, на бюджет своей семьи, а не на бюджет топливных компаний, — призывает Александр.

Инструктор отмечает, что многие наёмные водители относятся к экономичному вождению со скепсисом. Александр уверен: введение KPI, привязанного к экономии топлива, полезно как предпринимателям, так и самим водителям.

— Каждый хочет меньше работать и больше зарабатывать, это нормально. Но водитель должен понимать: сегодня на коне тот, кто работает эффективно. Работодатель платит вам зарплату, и эти деньги должны откуда-то браться. Расходы на топливо и обслуживание транспорта — самые большие расходы для любой транспортной компании: экономичное вождение позволяет их сократить и тем самым либо поддерживать зарплату на одном уровне (что неправильно, т.к. она должна расти), либо увеличивать её.

Видеоролики с лекциями Александра можно найти на его канале. Там же есть записи с видеорегистратора с комментариями водителя, на которых показаны приёмы, позволяющие сэкономить горючее.