Бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов уверен: посещение тематических выставок — отличный способ найти новых клиентов и выяснить, чем живёт та или иная отрасль. Недавно он побывал на выставке IC|ENERGY «Грузовой транспорт и логистика» и узнал много интересного.
IC|ENERGY: как выиграть тендер и когда вырастут ставки?
— Самую ценную информацию мне удалось получить у крупных грузовладельцев, — рассказывает Камиль Баймухаметов. — Сотрудники одного из крупнейших DIY-ритейлеров объяснили, как проводят тендеры. Они отдают предпочтение не самому дешёвому предложению, а тому, что чуть дороже самого дешёвого, так как считают, что тотальный демпинг и высокое качество несовместимы.
Участники выставки ожидают роста ставок на перевозки практически на всех направлениях — даже там, где тарифы обрушились сильнее всего. Одно из таких направлений — Москва – Санкт-Петербург. После введения санкций и остановки некоторых производств, грузов из Ленобласти стало меньше, и перевозчики уже сегодня поднимают тарифы на доставку в Северную столицу, чтобы компенсировать возможный простой в ожидании груза или порожний пробег на обратном пути.
Руководители транспортных компаний не исключают, что в скором времени тариф на перевозку из Москвы в Санкт-Петербург возрастёт до 90-100 тысяч рублей при работе с прямым клиентом (экспедиторы, разумеется, будут цену занижать).
В рамках выставки прошла конференция, на которой выступали представители различных транспортных компаний. Они рассказали о насущных проблемах: это дефицит водителей, воровство, сливы топлива. Большую надежду перевозчики возлагают на цифровизацию: на конференции была представлена CRM-система, контролирующая работу и логистов, и водителей. Она вызвала живой интерес, но, по словам Камиля Баймухаметова, оказалась «сыроватой» и требующей доработки.
Палки в колёса цифровизации ставит нежелание перевозчиков тратиться на оборудование. Многие водители используют старые мобильные телефоны или устройства ультрабюджетного сегмента, которые плохо работают с современными приложениями.
— Перевозчики не покупают водителям телефоны, не говоря уже о планшетах, поэтому многие эффективные решения, которые могли бы здорово оптимизировать работу, не внедряются, — рассказывает бизнес-тренер.
Похожая ситуация сложилась и с газификацией. Переход на газ не только снижает расходы, но и предотвращает сливы топлива — однако инфраструктура для газомоторных машин есть не везде, и покупать их не спешат.
Ещё перевозчиков тревожит проблема запчастей: владельцы автопарков, укомплектованных иностранными тягачами, живут в ожидании серьёзного кризиса. Найти запчасти сегодня непросто, а из-за ограниченного предложения цены на них сильно поднялись.
Seafood Expo Russia: работа для рефов найдётся!
Другая отраслевая выставка — Seafood Expo Russia — состоялась в Санкт-Петербурге в середине сентября. На ней побывала логист из Казани Виктория, и вот что она рассказала:
— Участники выставки, производители рыбы и морепродуктов — это наши потенциальные клиенты, для нас такие грузы очень актуальны. На стендах представители компаний охотно шли на контакт: беседуя с ними, мне удалось получить прямые телефоны логистов и менеджеров по продажам. Нам есть, чем их заинтересовать: мы работаем с удлинёнными рефрижераторными прицепами (110 кубов, 40 паллет), многих это цепляет.
Коллега Виктории Анастасия рассказывает, что выставка была организована очень хорошо. Стенды компаний группировались по регионам, и логистам было удобно ориентироваться, «обрабатывая» самые интересные направления:
— Раньше мы не работали с Дальним Востоком, и на выставке узнали много нового о грузах и направлениях, по которым они уходят из этого региона. Сперва я опасалась, что некоторые участники не захотят с нами общаться — но такого не было: напротив, нашлись те, кто прямо на выставке выразил желание с нами работать.
Менеджер по продажам Мария отмечает, что некоторые производители прислали на выставку логистов — с ними удалось побеседовать с глазу на глаз, а с некоторыми даже договориться о просчёте конкретных направлений.
— Помимо Дальнего Востока на выставке были представлены и другие регионы, в том числе интересные для нас направления: Санкт-Петербург, Краснодар, — рассказывает Мария. — Запросы у всех разные, и каждый готов был о них рассказать и обсудить особенности перевозок. Например, некоторых производителей интересовали сборные грузы, так как не в каждый регион можно отправить целую фуру.
Участники выставки отметили её высокий уровень. В деловую программу вошли выступления руководителей компаний, которые рассказали о специфике своей отрасли, а гостей угощали продукцией представленных поставщиков — в отдельной зоне работали повара.
Несмотря на непростые времена, деловая жизнь в России продолжается. В ближайшие месяцы в регионах пройдут десятки отраслевых мероприятий, и на многих из них логисты смогут найти новых клиентов, расширить кругозор и с пользой провести время.