Российские перевозчики всё чаще отказываются от систем мониторинга в пользу комплексных решений с широким функционалом.
Сегодня российский рынок покидают многие зарубежные компании, в том числе - разработчики систем спутникового мониторинга. Некоторые из них продолжают работу в России с помощью посредников, что связано с высокими рисками: «лазейки», которыми пользуются провайдеры, могут закрыться в любой момент. Тогда перевозчики лишатся не только привычного сервиса, но и большого объёма накопленных данных.
В то же время меняется и сам рынок таких сервисов: в прошлое уходят решения, которые не предлагают клиенту ничего, кроме самого мониторинга. Им на смену приходят комплексные FMS-решения (от англ. fleet management system — система управления автопарком). Владельцу современной транспортной компании важно не только видеть, где находятся его машины, но и понимать, сколько топлива они расходуют, иметь возможность отслеживать другие параметры и влиять на них, ставить задачи и контролировать их выполнение. Являясь результатом эволюции систем мониторинга, современные FMS позволяют управлять автопарком буквально из одного окна — большинство перевозчиков уже оценило их возможности и не намерено от них отказываться.
Из-за исхода зарубежных компаний владельцы автопарков сегодня переключаются на российские решения. В этом сегменте импортозамещение проходит успешно: отечественные сервисы по качеству не уступают, а иногда и превосходят иностранные.
Российские разработчики соблюдают местное законодательство, а это дополнительная гарантия безопасности: пользователи могут не бояться внезапного отключения.
В качестве примера можно привести комплексное решение «Мобильные сотрудники» от МТС: это полновесная FMS, которая решает практически все задачи, стоящие перед владельцами транспортных компаний и служб доставки, а в довесок обладает необычным функционалом, реализовать который разработчику удалось благодаря статусу федерального телеком-оператора. Это LBS-позиционирование — отслеживание по вышкам сотовой связи, дублирующее спутниковый сигнал и выручающее там, докуда спутники «не дотягиваются», например, в здании (особенно полезно, когда машина находится на загрузке или выгрузке). Такой мониторинг не требует дорогой аппаратуры и программного обеспечения — достаточно любого сотового телефона, даже кнопочного.
Несомненное преимущество любой FMS-системы — возможность отслеживания множества показателей. Подключённые к CAN-шине датчики могут следить за расходом топлива, скоростью машины, температурой в рефрижераторном прицепе и многими другими параметрами. Для начальников колонн и механиков важна возможность планирования технических работ: современные сервисы напоминают им о необходимости замены масла, тормозных колодок или любых других расходников.
Современные FMS, такие, как «Мобильные сотрудники» от МТС, помогают не только планировать регламентные работы, но и отслеживать ходимость деталей — а это особенно важно сегодня, в условиях дефицита запчастей, когда мастерам приходится сталкиваться с незнакомыми аналогами .
Для владельцев бизнеса FMS — не только удобный инструмент для управления, но и незаменимый источник аналитических данных. Практически все современные решения позволяют оценивать эффективность машин и сотрудников, создавать отчёты и «подсвечивать» проблемные места (например, внезапно увеличившиеся статьи расходов).
Стоит отметить, что российские FMS-системы нередко лучше учитывают региональную специфику и делают аналитику более наглядной. Например, «Мобильные сотрудники» позволяют оценивать траты на топливо не в литрах, а в рублях.
На первый взгляд, конвертация количества топлива в потраченные деньги большого труда не представляет. Но в отчёте разница между двумя сотрудниками, один из которых бережёт топливо и ездит экономно, а другой управляет машиной агрессивно и допускает пережоги, в денежном эквиваленте выглядит гораздо более наглядной.
Ввести соответствующий KPI и рассчитать вознаграждение для бережливых водителей будет гораздо проще, если FMS сама «расскажет», сколько денег они экономят.
Как и любые другие цифровые сервисы, FMS постоянно эволюционируют. Сегодня они выполняют функцию не только мониторинга, но и управления: позволяют выстраивать маршруты, создавать задания для водителей и курьеров и даже оформлять документы. Последнее особенно актуально в свете внедрения электронных перевозочных документов, которые уже дублируют бумажные — а в 2023 году станут обязательными для использования.
Поэтому всё большее количество перевозчиков внедряет такие системы в повседневную работу. Крупные автопарки уже оценили их достоинства, но «цифра» полезна и для сравнительно небольших компаний: в последнее время растёт спрос на FMS со стороны представителей малого и среднего бизнеса.
— Сегодня владельцам автопарков уже недостаточно просто систем мониторинга — им нужны качественные инструменты, чтобы рассчитывать затраты на эксплуатацию автопарка и ходимость запчастей, своевременно проводить ТО и ремонт транспортных средств. Кроме того, важна аналитика по водителям и их стилю вождения — ведь за этим стоит безопасность. Наше решение «Мобильные сотрудники» анализирует огромный массив данных, что помогает собственникам автопарков в разы снижать издержки, — говорит старший менеджер по продукту «Мобильные сотрудники» ПАО «МТС» Александр Коломенский.
На российском рынке FMS, как отмечают эксперты, монополистов нет: это идёт на пользу разработчикам, работающим в условиях здоровой конкуренции. Нет сомнений, что рынок продолжит расти, а сами разработчики будут улучшать свои сервисы, предлагая клиентам новые возможности.