← Дзен

Гусь-манипулятор — грузовой супергерой для погрузки и перевозки

net-musoru.su

Грузовой автомобильный манипулятор — это грузовик с установленным на шасси краном-манипулятором, то есть грузоподъёмным механизмом со стрелой.

Фактически грузовой манипулятор выполняет функцию мобильного подъёмного крана при погрузочно-разгрузочных и такелажных работах, монтаже и демонтаже различных сооружений и оборудования, а также используется для буксировки или эвакуации транспортных средств.

В народе такой кран-манипулятор называют «гусём» из-за внешних особенностей его конструкции. В профессиональной же среде можно встретить термин «краноманипуляторная установка» или его сокращённый вариант — КМУ.

«Два весёлых гуся»: когда нужен грузовик-манипулятор, а когда автокран и в чём разница между ними

В отличие от автокрана, грузовой кран-манипулятор имеет не только собственно грузоподъёмное устройство, но и платформу для размещения грузов. В свою очередь у автокранов отсутствует грузовая площадка, но зачастую они оснащаются отдельной кабиной для управления грузоподъёмным механизмом.

Грузовой манипулятор рассчитан преимущественно на работу с грузами малой и средней тяжести (примерно до 10 тонн) в бытовой и промышленной эксплуатации. Чтобы перемещать и грузить крупнотоннажные грузы, понадобится автокран и при необходимости – сопровождение грузового автомобиля.

Грузовой автомобиль с установленным на него краном-манипулятором заменяет и автокран, и грузовик, что при удобном стечении обстоятельств позволяет сэкономить единицы техники и человеческий ресурс, упрощает процесс перевозки и доставки негабаритного груза. Кроме того, грузовой манипулятор более мобилен, чем автокран, и занимает меньше места, чем автомобильный кран вкупе с грузовиком, а потому может работать в труднодоступных местах.

Манипулятор не имеет противовеса, в отличие от крана, и приводится в действие при помощи гидравлики или тросов. Отсутствие противовеса компенсирует увеличение размаха опор и загруженности самого автомобиля, однако это может повлечь за собой трудности при подъёме и перемещении тяжёлых грузов.

Автомобильные манипуляторы максимально универсальны: они могут устанавливаться на бортовые грузовики, платформы, сёдла тягачей и их полуприцепы. В конструкции некоторых КМУ технически предусмотрена возможность установки экскаваторных ковшей, монтажных люлек и ещё ряда дополнительных устройств.

Груз в грузозахватном устройстве КМУ держится неподвижно. Управление манипулятором может осуществляться напрямую или дистанционно.

Z и L и другие виды манипуляторов

По типу складывания автоманипуляторы бывают Z-образные и L-образные. Z-образные манипуляторы в транспортном положении находятся за кабиной как вдоль, так и поперёк рамы автомобиля. L образные — в аналогичном состоянии находятся за кабиной или на задней части рамы грузовика, как правило, также имеют гидравлическую лебёдку.

Также КМУ различаются по своей грузоподъёмности: малые – до 1-3 т., средние – 5-10 т. и тяжёлые – более 10 т.  

Грузовые манипуляторы могут быть тросовыми или гидравлическими.  Второе название гидравлических грузовых манипуляторов — автогидроманипуляторы. Тросовые КМУ имеют небольшую грузоподъёмность, как правило, до 1 т. Компактные автоманипуляторы также называют мини-манипуляторами или «низкими» КМУ. Гидравлические же рассчитаны на более тяжёлые грузы.

Эвакуатор-манипулятор

Эвакуатор с краном-манипулятором – это универсальная и многофункциональная единица спецтехники, создаваемая на базе грузового шасси, при помощи которого можно максимально удобно перевозить другие ТС, которые по какой-либо причине оказались ограничены в самостоятельном передвижении: авария, поломка, отправка на штрафную стоянку и т.д.

Эвакуатор с краном-манипулятором может быть с платформой для перевозки транспортных средств или без. Во втором случае кран-манипулятор чаще всего устанавливается на седло тягача, который выступает в роли буксировщика. Платформа эвакуатора оснащается аппарелью, необходимой для заезда и съезда ТС.

Любой эвакуатор с КМУ удобен тем, что он одновременно выполняет функцию и погрузочной техники, и транспорта для перевозок.

Базовые характеристики автомобильных манипуляторов

  1. Грузоподъёмность КМУ — заключается в том, какую максимальную нагрузку может выдержать сам кран, причём выделяются номинальная, общая грузоподъёмность и грузоподъёмность при максимальном вылете стрелы, что обусловлено законами физики.

  2. Максимальный и минимальный вылет стрелы — расстояние, соответствующее дистанции между осями грузоподъемного оборудования и центральной частью груза, подвешенного на крюке. Когда конструкция поднимается, максимальный вылет сокращается, при этом чем меньше расстояние от груза до опорных точек, тем устойчивее техника, следовательно, выше грузоподъёмность.

  3. Длина стрелы — расстояние от начала стрелы до её конца по прямой, в отличие от вылета, это постоянная величина.

  4. Высота подъёма — наибольшее расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до центра стрелы, находящейся в верхнем рабочем положении. Определяется при установке крана на горизонтальной поверхности — без нагрузки. Высота подъёма увеличивается, когда у крана задействуются выносные опоры, если таковые предусмотрены конструкцией.

  5. Рабочий радиус — расстояние в горизонтальной плоскости от центра поворота КМУ до точки проекции крюка на горизонтальную плоскость, зависит от вылета стрелы и её наклона.

  6. Грузовой момент — соотношение грузоподъемности с вылетом стрелы, при котором техника может сохранять устойчивость.

  7. Колёсная база — транспортное средство, на которое кран-манипулятор может быть поставлен.

Также во многих случаях немаловажными критериями для выбора того или иного крана манипулятора являются его вес и размер. В зависимости от веса, размера и назначения конструкция краноманипуляторная установка разрабатывается под конкретную базу, в роли которой может выступать бортовой грузовик, грузовик с платформой, седельный тягач, самосвал, пикап.

К слову, КМУ устанавливаются не только на автомобильную технику, базами для их монтажа также могут служить железнодорожные платформы, маломерные суда, гусеничная техника и стационарные площадки.

Устройство некоторых автомобильных кранов-манипуляторов позволяет опционально устанавливать на них навесное оборудование: лебёдки, гидробуры, грейферные захваты и грейферы.

Самые-самые автоманипуляторы: «макси»- и мини-КМУ

Выделить самый-самый автомобильный манипулятор достаточно непросто, так как для КМУ важны сразу несколько параметров: грузоподъёмность — общая и при максимальном вылете стрелы, собственно сам максимальный вылет стрелы, колёсная база, грузовой момент и т.д. Более того, в зависимости от конкретной ситуации выигрышным вариантом может оказаться использование как самого мощного манипулятора, так и самого компактного, лёгкого и т.д. Поэтому лучше сделать подборку разных КМУ, чтобы показать многообразие моделей этой техники во всей красе.

Статус одного из самых «долгоруких» авто-КМУ принадлежит итальянскому Effer 2255 с максимальным вылетом стрелы — 55 метров, на котором он может удерживать до 300 кг. Обычная же максимальная грузоподъёмность этой модели — 30 т. Базой для Effer 2255 служит Scania R500 Highline с колёсной формулой 10х4. Такие КМУ активно используются в строительстве высотных сооружений, где особенно актуально наличие «длинной руки», которая может дотянуться до верхних этажей.

Одни из самых мощных манипуляторов в мире входят в линейку ER производства турецкой компании World Power Erkin: ER-600.000 TL 8+8 YENI MODEL 160 Tonnage, ER-000-L 150 Tonnage, ER-000-LP 150 Tonnage, ER-455.000-L «New» 150 Tonnage. Грузовой момент техники из этой линейки равен 450 т на 1 м. КМУ такой мощности применяются на стройках, где необходимо поднимать тяжеловесные неделимые грузы, монтировать массивные конструкции, например, при строительстве элеваторов, мостов, очистных сооружений, взлётных полос, предприятий нефтяной и химической промышленности.

Среди самых компактных автоманипуляторов наиболее известны КМУ производства концерна Palfinger из серии, названной соответствующим образом — Compact. К примеру, кран-манипулятор Palfinger — PC 1500 Compact, рассчитанный на грузы до 990 кг, весит всего 164 кг. Его можно установить на бортовую «Газель», малолитражные грузовики грузоподъемностью от 1,5 т и даже на грузовую площадку пикапа. Примерно то же самое можно сказать и о модели Palfinger PC 2700 Compact, разве что эта краноманипуляторная установка весит чуть больше — 217 кг, но при этом её грузоподъёмность — 1780 кг — превосходит PC 1500 Compact почти в 2 раза!

Ещё одна знаменитая линейка мини-манипуляторов принадлежит итальянской компании Fassi, производящей КМУ с 1964 года. В частности, речь идёт о технике Fassi Micro, вес и грузоподъёмность которой схожа с аналогичными характеристиками моделей Palfinger Compact. Также конструкторы Fassi Micro предусмотрели возможность установки навесного оборудования на эти устройства.

Спектр применения, когда требуются услуги автомобильных мини-манипуляторов, максимально широк: их можно встретить в сельском, коммунальном и народном хозяйстве, в строительстве или на продовольственных складах. С их помощью перемещают стройматериалы, перевозят различную малогабаритную технику, саженцы деревьев, кустарников и т.д. За счёт своей небольшой высоты они проезжают там, куда не могут пробраться их более мощные аналоги.

Правила перевозки грузов манипулятором

Правила перевозки грузов автомобильным манипулятором касаются не только соблюдения ПДД, но и многих других нюансов, связанных со спецификой работы на автомобиле, оснащённом КМУ, оказания услуги погрузки-разгрузки, а также правил транспортировки негабаритных грузов в случае доставки таковых.

Ширина перевозимого груза не может превышать 255 см, а высота – 400 см (с учётом высоты самой платформы. Для перевозки экстремально высоких грузов можно использовать низкорамный грузовик с установленным на него краном-манипулятором.

Максимальная масса транспортируемого объекта зависит от официальной грузоподъёмности конкретного ТС, выбранного для перевозки груза.

Груз, перевозимый транспортным средством с манипулятором, должен быть максимально устойчивым. Прежде чем начать грузоперевозку, шофёр проверяет надёжность крепления груза: тросов, ремней, цепей и т.д.

Перевозчик, оказывающий услугу по транспортировке груза на транспортном средстве с КМУ, обязан иметь регистрационные свидетельства на технику, товарно-транспортную накладную и другие соответствующие документы.