Перевозчики федерального уровня столкнулись с серьёзной проблемой, которая уже привела к дефициту транспорта и росту ставок на отдельных направлениях. Этим могут воспользоваться малые и средние транспортные компании.
Подробнее о непростой ситуации, в которой оказались ведущие игроки рынка, рассказывает бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов.
— Предпосылки к росту ставок на грузоперевозки возникли уже в июле. Одна из них — фактор сезонности: ближе к осени грузопоток всегда начинает расти. Но в нынешней ситуации добавился ещё один немаловажный фактор: перевозчики столкнулись с невозможностью обновления автопарков — новой техники очень мало.
Автопарки нужно обновлять не только из-за устаревания подвижного состава, но и для закрытия НДС. В своё время популярны были «серые схемы», однако в последние годы ФНС ужесточила контроль: инспекторы запрашивают уточнения, находят третьи и четвёртые лица. Остаётся два выхода: либо платить НДС, либо покупать новую технику.
Многие перевозчики успели продать технику по высоким ценам (т.к. вторичный рынок грузовиков вырос вслед за первичным), а сейчас НДС нужно как-то перекрыть. Транспортным компаниям нужна техника, но:
- у КАМАЗа квоты на новые тягачи закрыты до июля следующего года, а выработка минимальна из-за отсутствия компонентов.
- новые европейские тягачи малорентабельны, так как возникают огромные трудности с поиском запчастей;
- китайские производители поставляют машины 2-3 месяца с условием обязательной предоплаты, и российские перевозчики не торопятся их покупать.
Есть у китайских машин и другой минус — их неизученность. У производителей из Поднебесной есть коллаборации с MAN, VOLVO, IVECO, но в любом случае это не полноценные «европейцы» — где-то они сэкономили, что-то урезали, каких-то технологий им не дали. Цены на китайские тягачи начинаются с 8 млн рублей, тогда как гораздо более интересный КАМАЗ с кабиной К5 в феврале стоил 8,5-9 млн. Поэтому перевозчики не торопятся покупать китайские машины: они не знают, каковы эти машины в работе и какие проблемы могут возникнуть с ремонтом.
В условиях невозможности обновления автопарка крупные перевозчики столкнулись с проблемой: нужно либо повышать ставки, либо продавать машины. Других вариантов нет.
Растёт доступность кредитов, но они не являются панацеей. Банки часто требуют залог; лучший залог — иностранная техника, а российские тягачи банки оценивают на 30-40% дешевле их реальной стоимости.
Показательная история произошла с одним крупным поставщиком алкогольных напитков. Он сотрудничал с транспортными компаниями федерального уровня и отгружал большие объёмы. Перевозчики работали практически «в ноль» едва отбивая лизинговые платежи и зарплаты водителей. Но теперь «федералы» ушли, и предприятие столкнулось с дефицитом транспорта.
Есть и другие причины, из-за которых ставки будут повышаться в обозримом будущем. Это растущая доступность ипотеки, пик строительного сезона и близкое начало учебного года. Российские компании активно замещают ушедших с рынка иностранных игроков: увеличивают объёмы продаж DIY-ритейлеры (Леруа Мерлен, Петрович), сети мебельных магазинов (Hoff) и, конечно, маркетплейсы.
Вернёмся к проблемам, которые возникли у «федералов». Крупные компании имеют ресурсы, чтобы решить эти проблемы. Они могут использовать банковские инструменты, пополнять выручку, продавая технику, сокращать штат, закрывать филиалы. У малого и среднего бизнеса таких возможностей нет, поэтому ростом тарифов — даже незначительным — важно воспользоваться правильно.
Обсудите с бухгалтером или финансистом выросшие затраты. Узнайте, насколько увеличились расходы на покупку и обслуживание техники и на основании этих данных рассчитайте тарифы, которые будут для вас благоприятны, которые позволят стабилизировать бизнес — а возможно, и расширить его. Обсудите эти тарифы с клиентами, обязательно — в живом разговоре: при встрече или на выставке. В сентябре проходит много отраслевых выставок, это отличный предлог для проведения переговоров.