← Дзен

Русский транзит: транзитные перевозки в России сегодня

somanyhorses.ru

С 16-го апреля российские автомобильные грузоперевозчики фактически лишились западного направления. С этого дня были закрыты западные границы, а список санкционных грузов, для которых перестал быть доступным таможенный транзит, резко расширился.

Грузопоток из стран Евросоюза в РФ стал формироваться в большей степени за счёт европейских перевозчиков, а пропускная способность сухопутных транспортных коридоров в целом получила мощный стресс.

Также перекрытие границ для грузоперевозчиков РФ спровоцировало бурный рост потока перевозки грузов на альтернативных направлениях, а вместе с тем рост очередей на переходах и пунктах погрузочно-разгрузочных работ: от 2 до 5 дней на границе РФ и Азербайджана, от 2 до 10 дней — на границах России с Белоруссией и Грузией. Рекордсменом по простоям стала российско-китайская граница, где таможенный транзит теперь может занять более полумесяца — до 20 дней.

В рамках онлайн-заседания комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), где обсуждались глобальные вызовы для автомобильной промышленности в условиях санкционного давления, генеральный директор компании Globaltruck Илья Саттаров рассказал о том, как автомобильные грузоперевозчики стали подстраиваться под сложившуюся ситуацию.

Саттаров охарактеризовал последние тенденции следующим образом: «В целом началась масштабная перестройка логистических автомаршрутов. Активно вырос поток на Турцию, Азербайджан, в сопредельное государство Иран и Армению».

Он отметил, что к перевозкам, где задействованы дальнемагистральные тягачи, добавились транзитные склады, а на европейских маршрутах — схемы перецепа, когда груз перегружается из одного прицепа в другой, чтобы осуществить таможенный транзит.

Большое внимание эксперт уделил экономической стороне вопроса. Он отметил, что на рынке произошёл рост ставок ввиду перераспределения потоков: «На маршрутах в ЕС и обратно они выросли на 50—150% в зависимости от направления. На направлении в Турцию и обратно круговой тариф вырос на 50—70%. Очереди на оформление на погранпереходах также критично сказываются на сроках и стоимости доставки».  

Ещё одна крупная проблема перевозки грузов, которая была озвучена на заседании РСПП: разбалансировка логистических цепочек и односторонняя доставка. В пример был приведён большой запрос на вывоз импорта из Китая и нехватка экспортных грузов в обратную сторону для формирования единого кругорейса.

Также оказалось затруднено получение валюты на оплату водителям командировочных и дорожных расходов.

В качестве ближайших перспектив для автомобильных транзитных грузоперевозок была выделен таможенный транзит из Китая в РФ, перераспределение на автодоставку части контейнерных перевозок, оформление параллельного импорта, сотрудничество со странами ЕАЭС и рост грузопотоков в Азербайджан, Грузию, Турцию, Иран, Индию, Пакистан.

По мнению топ-менеджера Globaltruck, при условии нормализации ситуации на дальневосточных погранпереходах должны быть установлены стабильные и прогнозируемые сроки прохождения грузов, что позволит автотранспортникам использовать потенциал развития контейнерных перевозок с Дальнего Востока в Сибирский, Уральский и Центральный регионы страны, а также уменьшить стоимость доставки до 40%».

Закон Казахстана

Однако новая реальность порождает и новые, казалось бы, неочевидные проблемы. Причём даже в рамках государств-участников Таможенного союза. Транзитные перевозки в рамках Таможенного союза вдруг оказались под угрозой из-за Казахстана.

В апреле 2022 года в Белоруссии в ответ на всевозможные санкции Евросоюза ограничили въезд транспортным средствам, зарегистрированным в Европе, в том числе и грузовикам. Поэтому единственным вариантом провоза груза из Европы через эту страну стала перецепка и перегрузка в приграничной зоне.

Такое решение ударило не только по европейским грузоперевозчикам, но и по представителям стран Таможенного союза, в том числе по дальнобойщикам из Белоруссии.

Как сообщила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), в Казахстане стали задерживать грузовики, совершившие перецепку или перегрузку в Белоруссии. Дело в том, что согласно транспортному законодательству РК, грузовики должны довозить сюда транзитные грузы без перецепок и перегрузок: то есть по закону в процессе участвует один автомобиль, который везёт груз от начала и до конца маршрута.

По словам представителей АСМАП, документ, который должен поспособствовать улучшению ситуации, находится в работе. Речь идёт об обращении в Минтранс РФ с просьбой — оказать влияние на компетентные органы Казахстана с целью разрешения проблемы с транзитными автоперевозками. Параллельно направлены обращения в Союз перевозчиков Республики Казахстан и в Инспекцию транспортного контроля.

Более того, в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России правила, запрещающие транзитным авто перецепку и перегрузку, расценили не иначе как «признаки нарушения положений двустороннего Соглашения о международном автомобильном сообщении». Тем не менее АСМАП порекомендовала автомобильным перевозчикам, участвующим в транзите европейских грузов, воздержаться от рейсов в Казахстан до урегулирования этой ситуации.

Как отмечается, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков России обратила внимание на подобные случаи ещё в 2018 году. Тогда после задержания автомобиля российские транспортные компании были вынуждены выплачивать крупные штрафы, чтобы продолжить перевозку.

Литовский запрет

В 20-х числах июня появилась новая проблема. Литва ограничила автомобильный транзит санкционных товаров в Калининград, ссылаясь на исполнение санкций Евросоюза.

Российские перевозчики быстро нашли обход для перевозки транзитного груза через пункт пропуска Мядининкай на белорусско-литовской границе, однако вскоре литовская таможня начала разворачивать автопоезда и здесь, в результате чего образовалась огромная очередь из сотен фур, а время ожидания проезда растянулось до 32-х часов.

Грузинский затор

Резкое увеличение автомобильного грузопотока из Турции также принесло неожиданный сюрприз. Поскольку у РФ и Турецкой Республики нет общих сухопутных границ, грузы из Турции едут в Россию через Грузию.

К началу лета трудности возникли на пропускном пункте Военно-Грузинской дороги — «Верхний Ларс». Он является единственным сухопутным погранпереходом, связывающим Россию и Европу с Грузией, Арменией и странами Персидского залива. Тысячи грузовиков стали здесь в очередь, чтобы попасть на территорию Российской Федерации.

Для решения этой транзитной проблемы на КПП «Верхний Ларс» планируют создать дополнительный пункт пропуска. Причём для перевозчиков стран ЕАЭС таможенная процедура будет предусматривать некоторые преференции. Об этом заявил министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян.

На сайте Минэкономразвития России также можно узнать, что для увеличения пропускной способности КПП «Верхний Ларс» с марта 2021 ведутся работы по его реконструкции, а к третьему кварталу 2022 года они должны быть завершены.

ЕАЭС VS ЕС

Как мы видим, для нормализации транзитных перевозок по территории РФ сегодня требуется обойти множество препятствий. Но если в диалоге со странами ЕАЭС и их соседями как минимум поднимаются вопросы о решении логистических проблем, то на Литву и другие государства Евросоюза в сложившейся политической ситуации надеяться не приходится.

Тем не менее, как заявил комиссар ЕС Жозеп Боррель, Европейская комиссия не выступает за «блокаду» Калининградской области, а европейские директивы, регламентирующие транзит через Калининград, будут скорректированы.