← Дзен

Семь лет «Платону»: пошёл ли он на пользу российским дорогам?

https://ckpt66.ru/

Осенью системе «Платон» исполнится семь лет. Каких результатов удалось достичь, как относятся к системе перевозчики и чего ждать от неё в будущем?

В ноябре 2015 года на федеральных трассах России начала действовать система «Платон», с помощью которой собирается оплата за проезд с большегрузных автомобилей. Собранные средства направляются на приведение дорог в нормативное состояние, их ремонт и реконструкцию. Тяжелые (массой более 12 тонн) грузовики обложили дополнительным сбором неслучайно: предполагается, что именно они наносят наибольший вред дорожному покрытию.

Попробуем выяснить, насколько эффективна оказалась система и помогли ли собранные средства улучшить федеральные трассы.

Сперва обратимся к истории

В Росавтодоре о необходимости создания такой системы задумались ещё в начале десятых. Интересно, что изначально для её развёртывания планировали привлечь иностранного оператора — претендентов было немало, так как во многих западных странах дополнительную плату за проезд с большегрузов взимают уже давно. Но в 2014 году геополитическая обстановка изменилась (так заявил  представитель Росавтодора) — и иностранные концессионеры получили от ворот поворот. Оператором назначили российскую компанию РТ-Инвест транспортные системы (РТИТС).

Перевозчики восприняли идею о дополнительном дорожном сборе в штыки и начали бастовать: многочисленные митинги широко освещались в СМИ. В профессиональной среде возникли конфликты, объединения обвиняли друг друга в штрейкбрехерстве и «сливе протеста», против организаторов митингов возбуждались административные дела.

Отмены «Платона» дальнобойщики так и не добились, но правительство всё же было вынуждено к ним прислушаться и пойти на компромисс. Тарифы снизили в два с половиной раза, с 3,73 до 1,53 рубля за километр.

С тех пор прошло семь лет, ставка неоднократно повышалась и индексировалась, но до изначального, «целевого» значения ей ещё далеко — в июне 2022 года стоимость километра проезда составляет 2,54 рубля. Можно сказать, что участники демонстраций хоть и не добились отмены оплаты проезда, но издержки свои существенно сократили.

Результаты внедрения системы

Как оценить эффективность системы «Платон»? Главный её показатель — количество собранных средств.

В мае 2022 года РТИТС сообщила, что за всё время работы системы «Платон» (6,5 лет) в дорожный фонд России было передано 184,7 млрд рублей. Поделим на 6,5 — получим 28,4 млрд рублей в год. В сравнении с годовым бюджетом Росавтодора (813,2 млрд рублей) цифра достаточно скромная.

Тем не менее, на ремонт дорог и мостов, если верить пресс-релизам РТИТС, этих денег хватает. Ожидается, что к концу текущего года протяженность отремонтированных за всё время работы системы трасс достигнет 3500 километров, а количество реконструированных мостовых сооружений перевалит за 130.

Ремонт дорог и мостов — не единственная заслуга «Платона». Оператор системы утверждает, что его детище позволяет собирать уникальную статистику, юридически значимые данные, с помощью которых можно анализировать структуру рынка грузоперевозок, определять самые загруженные трассы и т.д.

Возможно, именно поэтому власти не пошли навстречу перевозчикам весной 2020 года, когда были введены «ковидные» ограничения, и двумя годами позже, когда экономику начало лихорадить из-за санкций. Тогда предприниматели просили отменить оплату проезда хотя бы на время, чтобы поддержать бизнес, оказавшийся в трудных условиях. В обоих случаях государство предоставляло перевозчикам поддержку — от отключения АПВГК до льготных кредитов — но «Платон» при этом продолжал действовать.

Важны ли данные, собираемые системой «Платон», для правительства? Скорее да, чем нет. Они могут оказаться любопытными и для нас: в апреле РТИТС поделилась статистикой со всеми желающими.

Выяснилось, например, что самая загруженная с точки зрения грузового транспорта федеральная трасса — это М-5 «Урал»: большегрузов здесь 5,4% от общего трафика. Больше всего грузовиков на дорогах в среду, меньше всего — в воскресенье, а самая популярная в России марка большегруза — КАМАЗ.

Наконец, очень субъективный показатель, о котором всё же нельзя не упомянуть — впечатления перевозчиков и водителей грузовиков. Практически все они отмечают, что за последнее десятилетие качество дорог в России улучшилось, хотя и проблемных участков остаётся немало.

Обратная сторона «Платона»

В 2018-2021 годах в экспертном сообществе бытовало мнение, что система «Платон» «обеляет» рынок автомобильных грузоперевозок, заставляя его игроков соблюдать правила. Сегодня стало очевидно, что это не совсем так.

Во-первых, несмотря на достаточно строгий контроль оплату проезда по федеральным трассам совершают не все перевозчики. Обходить систему «Платон» удаётся с помощью «глушилок» — подавителей GPS-сигнала, нейтрализующих работу бортовых устройств. Стоят они очень дёшево, продаются на любом маркетплейсе и, как утверждают и сами перевозчики, и представители профессиональных объединений, используются подавляющим большинством владельцев большегрузного транспорта. Так в «Объединении перевозчиков России» процент уклонистов оценивали в 90%, а в ассоциации «Грузавтотранс» — в 70%. Цифры кажутся завышенными, но в любом случае очевидно, что определённая (и немалая) доля перевозчиков оплаты проезда избегает.    

Страдают от этого не только дорожники, недополучающие средства, но и… сами перевозчики. Дело в том, что владелец грузовика, не оплачивающий проезд по федеральным трассам в рамках системы, получает конкурентное преимущество: себестоимость перевозки уменьшается, а значит, такой перевозчик может взять груз по более низкой ставке и остаться при своём. Об этом в беседах с журналистами неоднократно упоминал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

С точки зрения перевозчика «Платон» является дополнительным бременем. Многие предприниматели небезосновательно считают, что финансовая нагрузка на них чересчур велика: они оплачивают и транспортный налог, и акцизы, заложенные в стоимость топлива, и проезд по федеральным трассам.

Перевозчики нередко говорят о «тройном налогообложении», называя «Платон» дополнительным налогом и считают такое положение дел несправедливым. При этом тариф системы ежегодно индексируется, а это значит, что нагрузка увеличивается. В нынешней экономической обстановке, когда на счету каждая копейка, а ставки продолжают падать, аргумент о том, что подобные сборы уже давно существуют в других странах вряд ли можно назвать весомым.

Будущее системы

Чтобы не оплачивать проезд по федеральным трассам, вовсе не обязательно нарушать правила, покупая китайские «глушилки». Для этого достаточно просто не выезжать на федеральные трассы — многие перевозчики так и поступают, прокладывая маршрут по региональным и муниципальным автодорогам, и, разумеется, нанося им вред. Такие дороги ремонтируются на средства из региональных бюджетов, поэтому власти субъектов федерации не раз задумывались о распространении «Платона» на местные дороги.

Первые предложения о введении системы «Платон» на всех дорогах страны звучали ещё до её запуска, но так и остались предложениями. В течение последующих нескольких лет с похожими инициативами выступали власти регионов. Дальше всех зашёл Татарстан: там в 2020 году был разработан соответствующий законопроект, который отправился в Госдуму на нулевое, «предварительное» чтение. С тех пор о нём ничего не слышали. В 2021 году президент РСПП Александр Шохин предложил наделить региональные власти правом взимать плату за проезд большегрузов по местным дорогам, но и его предложение не было услышано.

Возможно ли расширение системы «Платон»? Перевозчики и представители объединений уверены, что да. В профессиональной среде ходили слухи, что сбором могут обложить среднетоннажные грузовики, малотоннажники и даже легковушки. По сети до сих пор гуляют скриншоты, якобы сделанные на сайте системы, на которых изображены формы для регистрации легковых автомобилей.

Однако в нынешних условиях это вряд ли возможно. Себестоимость перевозок сегодня увеличилась, а ставки падают: финансовая нагрузка на перевозчиков велика как никогда, и вряд ли в Госдуме решатся её увеличить.

Более того, в рамках помощи предпринимателям Минтранс решил заморозить тариф системы до 2023 года: в 2022 году индексироваться он не будет. А якобы утёкшие в сеть скриншоты с формой регистрации для легковушек на поверку оказались фейком: это подтвердили представители как самого «Платона», так и властей.

— Попытка накинуть тотальную фискальную петлю на 40 млн автомобилистов, что не имеет мирового прецедента, грозит снести существующую власть. Если кто-то не верит — убедится в этом сам, но лучше поверить на слово, — заявил в 2020 году депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.