Из-за больших расстояний и труднодоступности населенных пунктов железная дорога – иногда единственный способ доставки опасных грузов. Рассмотрим, какие правила перевозки такого вида груза нужно соблюсти, чтобы сохранить его в целости, избежать штрафов и чрезвычайных ситуаций.
Опасные грузы – вещества, которые могут послужить причиной взрыва или пожара, а также токсичные, инфекционные, коррозийные и прочие, способные нанести непоправимый ущерб инфраструктуре и окружающей среде.
Транспортировка опасных грузов железнодорожным транспортом – один из востребованных и недорогих способов, применимый в большей степени российской промышленностью для грузоперевозок внутри страны и в пределах континента.
Частные лица тоже выступают в качестве грузоотправителей и доверяют железной дороге перевозку пиротехники, аэрозольной продукции, лакокрасочных материалов и др.
Как заказать отправку опасного груза
Перевезти опасный груз можно двумя способами:
Через транспортные компании
Транспортные компании исполняют роль посредников между железной дорогой и грузоотправителем. Такие компании имеют подвижной состав (вагоны, цистерны) в собственности или арендуют тару у РЖД/частных владельцев. В этом сегменте бизнеса работают крупные игроки, поскольку компании для доставки опасных грузов по железной дороге должны получить лицензию от РЖД – фирмам-однодневкам это не удастся.
Чаще всего грузоперевозчики берут на себя оформление разрешительных документов и самостоятельно оплачивают железнодорожный тариф – оплату за то, что локомотив протянет вагон по рельсам. Как и в любой сфере, посредники берут дополнительную плату за комплексное оказание услуг.
Напрямую через РЖД
«Российские железные дороги» являются монополистом, поэтому функции управления, диспетчеризации и распределения транспортных потоков лежат только на ней. Компания предоставляет все виды транспортных услуг: сдают складские помещения, оформляют разрешительные документы, осуществляют грузоперевозки и имеют круглосуточную клиентскую поддержку.
Как дешевле?
Сравним стоимость услуги перевозки опасного груза с помощью РЖД и транспортной компании.
Условия: перевезти 20 тонн аммиака безводного сжиженного из Самары в Псков 6-осной цистерной.
Перевозка РЖД своими вагонами:
и арендованными у РЖД:
Перевозка транспортной компанией своими вагонами:
и арендованными у РЖД:
Окончательная цена формируется при заключении договора, однако даже из предварительных расчетов видно: перевозить опасный груз дешевле на собственных подвижных составах. Кто будет доставлять груз – частная транспортная компания или государственная – на стоимости не особенно отразится.
Правила перевозки опасных грузов
Чтобы перевезти опасный груз по железной дороге, нужно выполнить ряд условий, которые должны неукоснительно исполнить все причастные к процессу стороны: отправитель, перевозчик, сотрудники станций и т.д. Только слаженная работа ответственных лиц сможет минимизировать риски и исключить трагические последствия. Основные
- грузы должны доставляться в наиболее защищенной таре: вагонах, цистернах и танк-контейнерах. Тара может повлиять и на присвоение класса опасности грузу. К примеру, древесный уголь относится к классу самовозгорающихся веществ, но допускается к перевозке как неопасный, если перевозится навалом в максимально допустимом объёме, который позволяет тара. Аккумуляторные батареи тоже могут перевозиться как безопасные в случае, если каждая будет упакована отдельно.
- при погрузочно-разгрузочных работах на станциях тара с опасным грузом должна быть в свободном доступе для оперативного устранения возможной утечки;
- опасный груз не должен находиться с другими грузами, которые могут оказать на него воздействие, например, поддержать горение или окислить;
- нельзя перевозить опасные грузы через крупные населенные пункты, вблизи промышленных предприятий и заповедников;
- станции, где происходит погрузочно-разгрузочные работы, должны соответствовать уровню безопасности и иметь обученный персонал.
- опасный груз должен сопровождаться охраной (проводниками). В случае, если сопровождающего не будет обнаружено при проверке на любой станции, вагон с опасным грузом отцепят до прибытия проводника со стороны грузоотправителя.
Без соблюдения всех правил и собранного пакета разрешительных документов перевозка опасных грузов невозможна.
Документы
Оформление пакета разрешительных документов – один из важнейших этапов подготовки к перевозке опасного груза. Собирать их необходимо ответственно и заблаговременно.
В комплект документов входят :
- грузовая железнодорожная накладная. Форма и содержание этого документа строго регламентированы. Там указывается код опасности груза, его название, номер ООН, номер аварийной карточки и т.д.;
- аварийная карточка – руководство для устранения аварийной ситуации с грузом;
- паспорт безопасности на груз;
- свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза железнодорожным транспортом;
- документы для сопровождающих (проводников) – паспортные данные, удостоверения о прохождении специальной подготовки;
- сертификаты соответствия груза нормативным требованиям;
- страховка.
В зависимости от класса опасности груза и маршрута следования, состав пакета документов может меняться. К примеру, для провоза груза по железным дорогам СНГ потребуются дополнительные документы, подписанные страной-отправителем и согласованные руководством железной дороги страны-получателя/транзита. Для надежности лучше уточнить заранее перечень документации у РЖД.
Нюансы при подготовке документов
Сложные логистические условия отражаются на стоимости перевозки, поэтому грузоотправители заинтересованы в том, чтобы и продукция классифицировалась как неопасная – это удешевляет стоимость перевозки. В некоторых случаях недобросовестные отправители идут на ухищрения v могут предоставить только паспорт безопасности, в котором указывают, что груз неопасный. Этот вариант «на удачу» – он может пройти, если перевозчик (в данном случае железная дорога) не запросит другие подтверждающие бумаги.
Хуже, если отправитель подделал документы – это грозит серьезными последствиями и штрафами.
Важно обратить внимание на условия в страховых документах. В отношении перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом строгие требования предъявляются не только к состоянию тары, но и к её внешнему виду. К примеру, отсутствие на вагонах маркировки о классе опасности – серьезная угроза владельцу груза и его отправителю, так как в случае ЧП страховая служба откажет в выплатах.
Перевозка опасных грузов по железной дороге – логистически трудный процесс. Высокий уровень ответственности несут все задействованные лица: от сотрудников государственных органов до путевых обходчиков на станциях.