← Дзен

Сыпучие грузы: классификация, правила перевозок и отраслевая специфика

Какие грузы называют сыпучими и каковы особенности их перевозок?

Сыпучие грузы — это, как следует из названия, практически любые грузы, которые можно насыпать: неважно куда, в тару (например, в мешок) или в кузов самосвала.

Сыпучие грузы и навалочные грузы — не одно и то же, но провести грань между ними непросто, потому что чётких определений у понятий нет. Обычно сыпучими (или насыпными) называют груз мелкой фракции, например, песок и зерно, а навалочными — груз более крупной фракции (щебень, уголь).

Многие навалочные грузы, например руда или уголь, на дорогах общего пользования появляются крайне редко. Руду из карьера на ГОК обычно везут по технической дороге, а уголь часто перевозят железнодорожным транспортом.

В автомобильных грузоперевозках нетарированный сыпучий груз перевозят обычно самосвалы или тягачи с самосвальными полуприцепами. Самыми распространенными сыпучими грузами считаются зерно и некоторые овощи, а также стройматериалы (песок, щебень и т.д.).

Правила перевозки сыпучих грузов самосвалами

Несоблюдение правил перевозки сыпучих грузов чревато штрафами, поэтому их нужно знать.

В “Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом” таким грузам уделено внимание в шестой главе (“Особенности перевозки отдельных видов грузов”). В ней отмечается, что при перевозке груза насыпью его вес определяется грузоотправителем и указывается в транспортной накладной.

Сыпучие грузы не должны выступать за борта кузова или прицепа. Кроме того, они должны быть накрыты пологом — накидкой или тентом из плотной материи, которая предотвратит высыпание груза на проезжую часть. За отсутствие полога штрафа не предусмотрено, но загрязнение дорожной части наказуемо статьями КоАП 12.21 (500 рублей за незначительное загрязнение). Если же рассыпавшийся груз повредит дорожное полотно или создаст аварийную ситуацию, штраф (ст. 12.33) будет куда серьёзнее — от 5 тысяч рублей для водителя до 300 тысяч рублей для юрлица.

Сыпучие грузы следует перевозить в специальных прицепах. Этим требованием можно пренебречь, если грузы предварительно упакованы в мешки или другую подходящую тару.

Бизнес-модель

С точки зрения предпринимательства перевозка сыпучих грузов автотранспортом сильно отличается от FTL- и других грузовых автоперевозок. В первую очередь потому, что характер груза накладывает серьёзные ограничения на тип транспортного средства. Если частник купит собственный самосвал, чтобы водить его самостоятельно, выбор груза будет невелик и, например, на Севере России и в центральной части страны практически наверняка ограничится одними только стройматериалами — песком, щебнем и так далее. На Юге России к ним добавится зерно и овощи. Поэтому рынок самосвальных автоперевозок консолидирован сильнее, чем рынок FTL-перевозок, хотя и на нём встречаются частники.

С точки зрения водителя самосвала, однако, перевозка сыпучего груза — сравнительно простая работа. Во-первых, многие самосвалы представляют собой отдельное ТС, т.е. у них нет полуприцепа: управлять такой машиной проще. Во-вторых, перевозка стройматериалов обычно не предполагает длинного плеча — большинство водителей работают в своём регионе (или выезжают в соседние), а значит, ночуют и проводят выходные дома.

Есть, правда, одна опасность, из-за которой самосвалы часто становятся героями новостных сюжетов. Это — самосвальный кузов. Иногда водители забывают его опустить после выгрузки и сносят линии электропередач, дорожные знаки, надземные переходы и даже мосты. Такие случаи происходят с завидной регулярностью и в России, и за рубежом.

По мнению экспертов, виной всему — безалаберность водителей и ненормированный режим труда. Поднятый кузов создаёт сильную парусность, которую очень трудно не заметить во время езды даже на сравнительно небольшой скорости.

Коррупция и курьёзы

Не секрет, что перевозчики сыпучих грузов (как правило, стройматериалов, зерна или овощей) часто ездят с перегрузом. Размер штрафа за перегруз может достигать 500 тысяч рублей. Такое наказание может поставить небольшую транспортную компанию на грань банкротства, но водители всё же рискуют: кто-то прикрывает номера, а кто-то «договаривается» с инспекторами. Перевозчики утверждают: перевозка сыпучих грузов — один из самых коррумпированных сегментов автоперевозок, и взятки здесь не редкость.

С коррупцией связано нашумевшее дело Алексея Сафонова — экс-главы ГИБДД Ставропольского края. Он был задержан летом 2021 года в особняке с вычурным убранством и позолоченной сантехникой. По версии следствия, деньги на такую роскошь бывший сотрудник Госавтоинспекции получил нечестным путём, в том числе – обеспечивая беспрепятственный проезд перегруженным машинам.

По мнению президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, причины коррупции, связанной с перевозкой сыпучего груза, нужно искать в прошлом. В лихие 90-е сотрудники надзорных органов начали брать взятки у перевозчиков; со временем они ушли «на повышение», но о «кормушке» не забыли — и сегодня заставляют подчинённых зарабатывать таким незаконным способом. Владимир Матягин считает, что исправить ситуацию могла бы масштабная реформа ГИБДД.

С перегруженными самосвалами связаны многочисленные курьёзные случаи. В 2020 году всё в том же Ставропольском крае перевозчики проложили грунтовую дорогу в обход строящегося пункта весового контроля — прямо через поле. На это обратил внимание глава районной администрации.

Иногда водителей перегруженных самосвалов всё-таки удаётся поймать с поличным. Но даже в таком случае у них остаётся шанс уклониться от наказания. Сыпучий груз обладает существенным преимуществом: его очень просто выгрузить. Остановленный самосвал поднимает кузов, и зерно оказывается на обочине: штраф за перегруз (до 500 тыс. рублей) превращается в штраф за загрязненное дорожное полотно (500 рублей). Разница, как говорится, на лицо.

Происходит такое довольно часто. Например, в 2017 году в Татарстане водитель высыпал на обочину 5 тонн зерна. Стоит отметить, что нередко по той же причине на обочине оказываются и другие грузы — например, песок или мусор.