← Дзен

«Июнь будет интересным»: перевозчик рассказал об апрельских ставках и поделился прогнозом на лето

saksavto.ru

Владелец небольшой транспортной компании уверен: май будет тяжёлым, а в июне частники, временно приостановившие работу, вернутся на рынок — и ставки упадут ещё ниже.

Константин — предприниматель из Казани: он руководит транспортно-экспедиционной компанией и владеет небольшим автопарком (несколько среднетоннажников ГАЗон Next и тягач Freightliner). О своей работе он рассказывает на Youtube, где ведёт канал «Перевозчик 116».

— Заскочил в офис, подбил итоги апреля и хочу их обсудить — с точки зрения и экспедитора, и перевозчика. Ждали худшего. Апрель отработали нормально, даже чуть лучше чем нормально — за счёт того, что дорабатывали остатки контрактов, просчитанных ещё в прошлом году.

Московское направление умерло, Питер умер, с южным направлением тоже беда. В апреле мы начали ездить со своими клиентами на своих машинах; ставки опустились таким образом, что теперь это стало выгодно — раньше с ними ездили в основном с привлечённым транспортом, он оказывался дешевле, чем мы хотели.

В конце апреля стало тяжело найти толковый груз на тысячу-две километров. Приходится выцыганивать грузы, постоянно обновлять атишку. «Обратки» из Новосибирска, Кемерово, Красноярска находили со скрипом.

Май будет тяжёлым. Один из самых крупных наших клиентов остановился на целый месяц. Другой может отгрузиться 10-11 числа в сторону Красноярска, но другие грузы на дальние расстояния мы не можем найти уже неделю. Смотрим по 38-39 рублей с НДС, а предлагают 32-34.

С московского направления перевозчики стали переориентироваться на другие, конкуренция возросла. Как экспедитор, мы сумели «схватить момент»: небольшую часть заявок, когда клиент держит ставку и не хочет повышать или понижать её. Перевозчики торгуются между собой, сбивают цену и маржа возрастает, стыдно сказать, до 30-35%.

Перевозчики немного снизили ставки. Есть направления, на которых частники могут себе позволить остановиться и понаблюдать. Я подозреваю, что в мае они проедят свои ресурсы и с июня начнётся «драка за собаку»: страшно представить! Как у экспедитора, расходная часть у нас небольшая, но за свой транспорт страшновато, потому что со снижением объёмов ставки будут падать.

Перевозчики, выкупившие из лизинга машины, считают так: из ставки вычитают расходы на солярку, на водительский состав и административные расходы (от 15 до 30%): остальное — прибыль. Ни о каком обновлении техники речи не идёт.

Сильно просели крупные компании за счёт того, что ставки по кредитам, овердрафтам, факторингу и другим финансовым продуктам выросли в два раза. Транспортники чувствуют себя плохо и просят государство помочь: отменить «Платон», снизить НДС, уменьшить штрафы, ограничить проверки, предоставить дешёвые кредиты… Моё личное мнение: нам помогать не надо. Даже с учётом нынешних тенденций рынок до определённой степени конкурентоспособен.

Подозреваю, что федеральным компаниям всё же предоставят какие-то льготы или отсрочки по кредитам и лизингам. Это означает, что на протяжении следующих четырёх-пяти месяцев они смогут не смотреть на платежи в тело кредита или будут платить только процент. И всё это время они будут находиться в преимущественном положении, смогут ездить по таким ставкам, на которые не согласится даже самый голодный частник.

Спрос падает, перевозки всё менее востребованы. Кто-то до сих пор сидит на старых контрактах, но с июня-июля клиенты пересмотрят ставки по направлениям — либо оставят как есть, либо не в пользу перевозчика. Хотелось бы, чтобы машины, которые сейчас встали, продолжили стоять — но все хотят зарабатывать.

Мы запустили Фредлайнер, в апреле сделали хорошие круги, поездили по местам, куда на «европейке» не заедешь и присмотрелись к ставкам. Ходили на Усть-Кут, взяли с Ярославля относительно хорошую ставку: спустя месяц таких ставок уже практически нет. Посмотрели Таёжный — и туда ставки не ахти. Всё меняется, все хотят выжить.

Те, у кого лизигновые платежи не особо велики, могут переориентироваться на региональные перевозки — здесь ещё можно держать ставку, работать на выживаемость. На дальняке среднетоннажники стали жёстко поджимать. Нас давят машины вместимостью 22-24 паллета, это, наверное, уже стандарт.

Теперь время использования автомобиля это не 3-5 лет, а 7-8 лет бережной, аккуратной эксплуатации. Надо пересматривать суть работы: брать машину на 3-5 лет, постараться выйти в ноль и после этого, проэксплуатировав грузовик ещё 2-3 года получить какую-то прибыль. С фурами срок эксплуатации, думаю, увеличится до 10 лет. Но это суждение актуально только на май 2022 года, всё может измениться.

Наверное, прошло то время, когда я жаловался, что ставок нет и мы никогда не выкарабкаемся. Выкарабкаемся. Даже те ставки, которые даёт АТИ, которые даём мы, как экспедиторы, позволяют не обновляя автопарк содержать его в более-менее адекватном состоянии.

Бережём транспорт, просчитываем подходы. Если видите адекватную ставку — берите и начинайте эксплуатировать транспорт: июнь будет интересным. Дай Бог выжить и в конце сказать: «Всё-таки не зря всё это было!»