← Дзен

«IKEA и McDonald’s обязательно вернутся, а искать логистов нужно уже сейчас!»

Камиль Баймухаметов — о последствиях кризиса, возможностях, которые он открывает перед перевозчиками и об уникальном учебнике, который за месяц превратит диспетчера в логиста.

В преддверии выставки TransRussia-2022 мы поговорили с её участником — бизнес-тренером в сфере логистики Камилем Баймухаметовым. Он готовится презентовать уникальный проект — учебник «Как стать логистом». Эта книга будет полезной не только линейным сотрудникам, но и руководителям.

«Об этом не пишут в учебниках»

Здравствуйте! Как возникла идея написать учебник по логистике, с чего всё началось?

— Я начал работать в транспортной компании в 2008 году и в первые месяцы испытывал закономерные финансовые трудности, получал небольшую зарплату. Я приходил в книжный магазин, искал профессиональную литературу, которая помогла бы мне освоиться. Листал учебники и понимал, что написаны они теоретиками для теоретиков. По таким книгам можно писать диссертации, обучать «для галочки» студентов в институтах, но никакой практической пользы, никакой информации, которая могла бы помочь в оперативной работе ни в одном из учебников я не увидел.

С тех пор прошло почти 15 лет, а ситуация не изменилась: по-настоящему полезных учебников в книжных магазинах нет. Поэтому я решил использовать свой опыт логиста и бизнес-тренера, работавшего с десятками самых разных транспортных и экспедиционных компаний, чтобы создать такую книгу — практическое пособие, которым могли бы руководствоваться начинающие логисты. Чёткий материал, который заменит опытного наставника и поможет влиться в работу.

Если учебники так далеки от реальности, то академическое образование в логистике бесполезно?

— По крайней мере, в автомобильных перевозках. Диплом не является существенным преимуществом при трудоустройстве. Скажу больше: практически все ценные сотрудники, которых мне приходилось нанимать, не имели никакого отношения к логистике, это были специалисты из других сфер.

Человек, который приходит в логистику без опыта, но хочет трудиться и стремится зарабатывать деньги, обычно начинает показывать результаты через три-четыре месяца. С моей книгой это время сократится до одного месяца.

Какие вопросы чаще всего возникают у новичков? Что им даётся сложнее всего?

— В первую очередь нужно понимать промышленную географию: с неё начинается обучение любого логиста.

Когда я начал работать, мне дали машину, и я не знал, куда её отправить. Смотрел на более опытных коллег и повторял их действия, не понимая, к какому результату это приведёт. Был популярен маршрут Москва – Новосибирск – Москва; были ставки, которые покрывали издержки и приносили прибыль. Но потом денег стало не хватать.

Я начал планировать «ломаные» рейсы: не возвращался из Новосибирска в Москву, а ехал, допустим, в Челябинск, потом до Самары, потом до Казани, до Нижнего Новгорода, и только оттуда обратно в столицу. Выбирал направления, ориентируясь на ставки и загрузки от постоянных клиентов. Никто мне этого не объяснял: всё приходилось делать самому.

Вы говорили, что книга «Как стать логистом» адресована не только новичкам. Кому ещё она будет полезна?

— Диспетчерам, которые хотят стать логистами, она поможет научиться находить новых клиентов, вести с ними переговоры, добиваться и обосновывать высокие ставки, планировать свою работу. Можно сказать, что моя книга — это пособие по переобучению диспетчера в логиста. Я описал, как мне удавалось договариваться с новыми перспективными клиентами, выходить на сотрудников, принимающих решения. Перечислил множество лайфхаков, о которых не пишут в учебниках.

Если говорить коротко, то главное — не бояться действовать, быть в разумных пределах настойчивым. Да, будут отказы, возможен даже негатив, но действовать нужно самому, а не ждать, что кто-то к тебе придёт и назначит встречу.

Книга будет полезна и управляющим. Часто руководители транспортных компаний просто покупают фуры и нанимают сотрудников, не вникая в суть их работы, не понимая, как логисты загружают машины.

Проводя тренинги, анализируя работу компаний я часто замечаю, что маршруты выполнены неправильно. Например, логисты могут постоянно делать длинное плечо (из Москвы в Иркутск, Красноярск, Владивосток), чтобы избавить себя от каждодневного поиска загрузок на машину.

И руководители не видят этого даже в условиях кризиса?

— Зачастую — нет. Хотя сейчас самое время обратить внимание на кадры: попрощаться с неблагонадёжными сотрудниками, которые не приносят результат, не могут адаптироваться к новым условиям.

Важно уделить внимание сервису, ответственности по отношению к заказчикам. Репутация сегодня особенно важна. Многие логисты близко к сердцу воспринимают информационный фон, смотрят в будущее с опаской и передают эти эмоции клиентам. А делать так нельзя: хороший логист должен быть благожелательным, обладать харизмой.

Кризис — хорошее время для поиска новых сотрудников. Сейчас высвобождаются кадры в сферах, где ценится умение продавать, вести переговоры. Бывших сотрудников банков, автосалонов и даже колл-центров можно нанять за минимальный оклад, обучить и сделать из них активных менеджеров, полноправных и даже ключевых членов команды.


Перевозки в кризис: «Демпинг допустим до тех пор, пока не страдает репутация»

Раз уж мы заговорили о кризисе: как он повлиял на рынок автоперевозок? Какие тенденции можно выделить?

— На некоторых заводах ажиотаж, транспорта не хватает, а другие предприятия приостановили работу, и перевозчики, ранее работавшие с ними, страдают из-за нехватки рейсов, кассовых разрывов. Кто-то потерял 20-30% рейсов, а кто-то 100%. К ним добавляются оставшиеся без работы международники.

Все эти перевозчики ищут новых контрагентов, чтобы оплачивать лизинги, зарплаты и топливо и выходить хотя бы в ноль. Кто-то осваивает Подмосковье, кто-то Дальний Восток. Это новая, стрессовая ситуация.

Раньше некоторые крупные компании занимали обособленную позицию с повышенными ставками, а сегодня они демпингуют, лишь бы давали объёмы. Это палка о двух концах. С одной стороны, хорошо, что есть хоть какая-то работа. С другой — страдает налаженный сервис. Мало договориться о перевозке груза из точки А в точку Б, нужно выстроить маршрут — чтобы были «обратки», чтобы машины приходили без опоздания. Если брать большие объёмы и не следить за сервисом, пострадает репутация.

Говорят, что любой кризис — это период возможностей. Какие возможности (помимо кадровых) открываются перед перевозчиками?

— До кризиса контракты заключались достаточно долго, но сегодня многие клиенты готовы идти на уступки и подписывать договоры с комфортными условиями: согласовывать штрафы за простой на выгрузке, смягчать санкции за опоздания.

Машины у большинства перевозчиков универсальные — тенты, рефы, термосы. Как искать новые грузы? Нужно включить голову. На Украине продолжается спецоперация, используется много техники, оборонные предприятия работают в усиленном режиме. Им нужен металл; значит, надо присмотреться к металлургическим заводам. Это в первую очередь касается «обраток» с Урала.

Многие производственные компании приостановили свою деятельность в России до конца  спецоперации. Как думаете, вернутся?

— Имеющаяся информация позволяет уверенно утверждать: вернутся. Сотрудников не отпускают в корпоративные отпуска, им не дают возможности уволиться, им просто дали время отсидеться дома с сохранением зарплат. Месяц, два, три — и эти компании продолжат работу. Возможно, правда, под другими юрлицами. Был в Петербурге Fazer, стал «Хлебный дом» — и продолжает работать.

А пока они не вернулись, самое действенное оружие против кризиса — это…

— Умелые, целеустремлённые логисты, которые найдут загрузки и принесут деньги компании.

У хорошего логиста есть особые приметы? На что должен обратить внимание руководитель, чтобы понять, что перед ним «сотрудник мечты»?

— Распорядок работы. Как логист выстраивает рабочий день? Во сколько приходит в офис, во сколько уходит домой? Доступен ли в выходные? Каковы отзывы коллег и клиентов?

Простые вопросы, но на моей практике большинство руководителей не могут на них ответить. Они взаимодействуют с логистами либо на начальном этапе переговоров, либо в ходе конфликтных ситуаций, когда без вмешательства руководства проблему уже не решить.

В моей книге описан распорядок дня идеального логиста и его основные обязанности. Обязанности логиста — ещё один важный вопрос: когда сотрудника принимают на работу, ему говорят, что придётся грузить машины. А на деле часто оказывается, что логист должен работать с дебеторской задолженностью, общаться с начальником колонны, решать какие-то вопросы с юристами и бухгалтерией, и на погрузку машин времени остаётся меньше, чем хотелось бы.

Выходит, книга будет полезна всем — от новичка до генерального директора. А где её купить?

— На этот и любые другие вопросы с удовольствием отвечу на выставке TransRussia-2022, которая пройдет с 12 по 14 апреля в Москве: мой стенд D1069 будет расположен в 4-м зале первого павильона.

Бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов
Сайт
https://kamilbay.ru/
Телефон / WhatsApp+7 (963) 124-42-24