← Дзен

Легковушек полон воз: транспортировка легковых машин автовозом

Перевозки легковых автомобилей по автодорогам осуществляются при помощи автовозов. На профессиональном сленге автомобилевозы также именуют «возами».

Автовоз — это ТС, состоящее из тягача и прицепа или полуприцепа, именуемых в народе «телегами».

Перевозка автовозом нужна, чтобы, к примеру, доставить новые автомобили — от производителя до дилерского салона, но это далеко не единственный случай, когда может потребоваться такой вариант транспортировки.

На шофёре воза лежит большая ответственность, так как в рейсе он отвечает сразу за несколько транспортных средств: за то, на котором едет, и за те, которые перевозит.

Автовозы классифицируются, прежде всего, по конструкции: они могут быть одноместные, многоместные, одноярусные, двухъярусные, открытые и закрытые. В принципе характеристики этих возов понятны уже из их говорящих названий. Наиболее распространённые модели автовозов рассчитаны на семь-восемь мест для авто В-класса, их ширина — 2.55 м, а высота — 4 м.

В разных странах устанавливаются свои стандарты и правила для автовозов. К примеру, из Европы в Россию едут возы с общей длиной автопоезда — 18,75 м. На перевозках в пределах РФ стандартная длина автопоезда — 20 м, обычно он состоит из седельного тягача и полуприцепа. Он обладает большей вместимостью, чем евро-автовоз, однако, чтобы въехать в страну ЕС с таким возом, потребуется получить специальное разрешение.

В связи с последними политико-экономическими событиями и те и другие стали редкими «гостями» на российских дорогах: импортные машины в Россию не везут, а многие местные производства приостановлены.

Кулак, локоть и другие правила

Машины, транспортируемые автовозом необходимо тщательно зафиксировать. Под их колёсами устанавливаются откатники с боковыми упорами, предохраняющие от осевого и бокового смещений. У них гладкая поверхность, чтобы резина не тёрлась. Когда автомобиль стоит ровно относительно горизонта, хватит двух откатников: один спереди, другой сзади — по диагонали. Устойчивость крайних машин в «телеге» поддерживается 4-мя откатниками.

Кроме того, колёса притягиваются к платформе автовоза специальными ремнями с крючками, обхватывающими колесо по протектору, а на ремни надеваются противоскользящие чехлы, чтобы они не соскочили с протекторов. Если они намокнут под дождём, есть большая вероятность деформации. Поэтому в пути водитель должен тщательно следить за состоянием этих ремней. Кузов же никак не крепится.

Платформы воза имеют перфорацию, улучшающую сцепление колёс перевозимых авто с поверхностью, на которой они стоят, а в некоторых из них могут быть углубления для колёс, выполняющие функцию откатников.

Опытные водители автовозов знают профессиональные правила, например, «правило кулак-локоть». Расстояние от поверхности кузова транспортируемых автомобилей до любой другой поверхности не должно быть меньше 8-10 см, что легко проверяется кулаком. В свою очередь, 40-50 см., то есть «локоть» — это минимальное расстояние между поверхностями двух автомобилей, стоящих на автовозе.

Если мы имеем дело с двухъярусной «телегой», сперва автомобилями загружается верхний этаж, а затем нижний. Если нужно убрать высоту автомобиля, стоящего на первом ярусе платформы автовоза, у него приспускаются шины.

Когда машины должны выгружаться на разных этапах маршрута, процессом погрузки руководит логист, он же продумывает расположение каждого авто с учётом очередности, в которой запланирована разгрузка.

VIP-автовоз

Чтобы состояние транспортируемых машин в пути не зависело от окружающих условий: погоды, пыли, грязи и т.д. — были придуманы закрытые автовозы с прочной тентованной защитой.

Обычно в закрытых автовозах перевозят массивные внедорожники, элитные и гоночные машины, а иногда и вовсе штучные, коллекционные экземпляры. На транспортировку в закрытом автовозе распространяются всё те же правила.

Машины, находящиеся внутри крытого воза, так же как и в открытом, пристёгиваются ремнями к платформе за колёса, под которыми находится как минимум два откатника, но в данном случае от внешних воздействий автомобили оберегает прочный тент, отсутствующий у автовоза открытого типа.

Чем не эвакуатор?

Технически транспортировать один или несколько автомобилей можно и на эвакуаторе, однако по поводу того, правильно ли считать эвакуатор автовозом в сообществе перевозчиков ведутся жаркие споры. Всё потому, что, как правило, на автовозе «едут» исправные ТС, а на эвакуаторе — неисправные. Также эвакуатор может вообще не иметь платформы для перевозки автомобилей, а оборудоваться стрелой, которая цепляет другой автомобиль, то есть фактически выполнять роль буксира.

Роман Кадулин