Бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов — о санкциях, их последствиях и о том, как перевозчикам вести себя в сложившейся ситуации.
Санкции, объявленные западными странами, приведут к серьёзному спаду на рынке автомобильных грузоперевозок. Логистические схемы будут меняться, но прогнозировать грядущие изменения трудно. Руководители транспортных и логистических компаний проводят встречи, на которых пытаются обменяться опытом, дать какие-то прогнозы, но пока ничего определённого сказать не могут: конкретных предложений ни у кого нет.
К каким последствиям приведут санкции?
Во-первых, увеличится себестоимость рейса. Дорожает всё: топливо, техника, запчасти, финансовые услуги (лизинги и кредиты). Вырастут расходы на зарплаты. Но пока это ощущается не так сильно, большая часть перевозчиков ещё не начала поднимать тарифы.
Во-вторых, многие заказчики перевозок перестанут существовать: иностранные компании приостанавливают производство, закрывают заводы в РФ.
Серьёзные проблемы возникнут у «международников». Трудно, а иногда и вовсе невозможно возить грузы из Европы.
Масса перевозчиков, ранее работавших на международных направлениях, переориентируются на внутренний рынок.
Остановились продажи иностранной техники, тягачей и прицепов. Остатки распродаются по невероятно высоким ценам. КАМАЗ, возможно, будет испытывать трудности с кабиной К5, но продолжится производство тягачей 5490.
Как вести себя в сложившейся ситуации?
Сперва нужно подсчитать финансовые затраты компании, связанные с её деятельностью, и отсечь необязательные расходы: реклама, излишние арендуемые площади, командировки.
Важно понимать, в каких условиях работают клиенты. Логисты или менеджеры по продажам могут звонить им и уточнять, как идут дела: не планируют ли клиенты останавливать отгрузки, увеличивать сроки оплаты?
Если вы занимаетесь экспедицией, а объёмы велики, необходимо закладывать дополнительные ресурсы на оплату рейсов. В случае задержек со стороны заказчика необходимо хотя бы частями, но платить перевозчикам. Главная статья расходов любого перевозчика — топливо; если денег не будет хватать на топливо, он просто никуда не поедет.
Производство грузовиков в России не остановится, а место европейских производителей с большой долей вероятности займут китайцы. Для них это отличная возможность выйти на наш рынок. Понятно, что китайские машины не такие надёжные в эксплуатации, как европейские иномарки, но своего покупателя они найдут.
Кризис — отличное время для рекрутинга. На рынке появятся высококлассные специалисты, их можно будет взять на работу с расчётом на будущее. Бывают продолжительные кризисы, которые длятся два или даже три года, но факт остаётся фактом: рано или поздно любой кризис кончается и наступает фаза роста. А в этой фазе будут нужны опытные логисты, «продажники» и водители.
Какие бы тяжелые времена нас не ждали, экономика не остановится, а значит, не остановятся и перевозки. Были санкции, была пандемия, производства останавливались, а спрос падал, но мы жили — и продолжаем жить: продукты, лекарства, бытовую технику, средства личной гигиены — всё это будут возить.
Камиль Баймухаметов