В автомобильных грузоперевозках (как и в любой другой узкоспециальной сфере деятельности) есть свои жаргонизмы. Некоторые из них могут быть непонятны людям, незнакомым с профессиональной спецификой.
Что такое “догруз” и “попутный груз”?
Понятия “попутный груз” и “догруз” обычно означают одно и то же. Это груз, который перевозится помимо основного груза. К примеру, грузовик везёт 10 паллет из Санкт-Петербурга в Москву. В кузове остаётся пустое место, и перевозчик находит ещё одного клиента — допустим, в Твери — которому также необходимо что-то отправить в столицу. Груз тверского клиента в данном случае и будет называться попутным.
На словах всё звучит просто, на деле обычно оказывается иначе. Перевозка попутного груза может быть связана с серьёзными временными затратами. Насколько придётся отклониться от маршрута, чтобы перевезти груз попутно? Сколько времени уйдёт на загрузку и выгрузку, не застрянет ли фура на складе, ожидая своей очереди? В каждой ситуации решение приходится принимать логисту — исходя из собственного опыта и, разумеется, предложенной ставки.
Понятия “догруз” и “попутный груз” не новы, но массовое внедрение такой практики в России произошло сравнительно недавно — благодаря массовому распространению интернета. Сегодня найти попутный груз гораздо проще чем, к примеру, в середине девяностых, на заре коммерции: помогают в этом специализированные сервисы, биржи грузоперевозок. На сайте крупнейшей в России и СНГ биржи грузоперевозок ATI.SU вы сейчас и находитесь.
В крупных транспортных компаниях попутные грузы ищут штатные логисты или диспетчеры. Водители-частники, владельцы одного или нескольких грузовиков часто пользуются услугами экспедиционных компаний, которые подбирают им догруз, помогают оформить документы и берут за это процент от стоимости перевозки.
Справедливости ради отметим, что даже в советские времена дальнобойщики иногда находили халтуру, чтобы перевезти груз попутно — но чаще всего такие перевозки были нелегальными, говоря современным языком — “серыми”. Сегодня же догруз это вполне легальная практика.
Обратные грузы
Обратные грузы — это грузы, которые доставляются на обратном пути, чтобы машина не ехала порожняком. К примеру, фура доставила груз из Петербурга в Москву и на обратном пути захватила другой груз — из Москвы или Подмосковья — который нужно привезти в Петербург. Сотрудники транспортных компаний и водители часто называют такие грузы “обратками”.
Широкое распространение этот жаргонизм также получил с развитием интернета. В СССР не существовало коммерческих перевозок, и машины зачастую возвращались на базу пустыми: перед владельцами предприятий не стояло цели максимизировать прибыль. Сегодня всё изменилось, и перевозчики всеми силами стремятся сократить холостой пробег, ведь когда фура не перевозит груз — она не зарабатывает деньги.
По аналогии с попутными грузами и догрузами “обратки” чаще всего ищут в сети.
Понятие “обратный груз” применимо далеко не всегда. У современных перевозчиков машины зачастую работают вахтами, колеся из города в город по всей стране. Какой груз в таком случае считать обратным — непонятно. Зато это понятие актуально для частников, которые географически привязаны к месту своего проживания.
Доступность обратных грузов на том или ином направлении напрямую влияет на тарифы на перевозки. К примеру, если в городе N и его окрестностях трудно найти обратный груз (например, из-за малого количества производственных предприятий, заводов и т.д.), то и доставка грузов в этот город будет стоить дороже, ведь обратно с большой долей вероятности придётся ехать порожняком.
Попутный — не значит сборный
Иногда попутные грузы путают со сборными. На первый взгляд может показаться, что такое название уместно, потому что в кузове или прицепе грузовика действительно “собираются” разные грузы для разных грузополучателей.
Однако сборные грузы — это уже устоявшийся термин, подразумевающий, что грузы целенаправленно собирают для дальнейшей перевозки по определенному маршруту. Компании, занимающиеся перевозкой таких грузов, обычно консолидируют их на складе, а уже затем перегружают в фуру, которая отвезёт их в другой регион (или регионы, если выгрузок несколько).
Тут, опять же, стоит отметить, что теоретически частник, нашедший в одном городе трех грузоотправителей, которым необходимо отправить грузы в другой город, повезёт фактически сборный груз. Но в профессиональной среде перевозчиками сборных грузов обычно называют крупные компании, которые консолидируют мелкие партии грузов для отправки в одной машине из одного региона в другой.