Большая часть современного коммерческого транспорта (грузовых машин и автобусов) должна быть оборудована тахографами — приборами для отслеживания маршрута и скорости ТС, а также режима труда и отдыха (РТО) шофера.
В качестве контролирующего аппарата с 2018 года используют цифровые тахографы с блоком криптографической защиты информации — СКЗИ. Сведения, записанные устройством, являются юридически значимыми. Их могут использовать при разбирательстве ДТП, в частности в суде. Представители каких контрольных органов имеют право проверять тахограф и запрашивать зафиксированные им данные? Разбираемся в этом материале.
Кто и в каких местах может останавливать водителя?
С целью проверки тахографа шофера могут остановить на трассе. Рассмотрим, представители каких органов имеют на это право. Согласно пункту 2.4 Правил дорожного движения, останавливать транспорт может регулировщик, то есть представитель полиции, к коей относится и ГИБДД. При этом сотрудник Госавтоинспекции вправе требовать остановки от водителя и на постах, и на дорогах.
Может ли кто-то еще тормозить ТС? Сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) располагают таким правом в отношении грузовиков и автобусов, но только в специальных пунктах контроля под знаком 7.14.
Представители таможенных органов могут останавливать любые автомобили в зонах таможенного контроля вдоль границ РФ. Если масса машины более 3,5 тонны, потребовать ее остановки могут в других местах под знаком 7.14.1.
Таможенники и представители Ространснадзора должны использовать диск с красным сигналом или светоотражателем. Сотрудники всех ведомств обязаны быть в форме и предъявить шоферу удостоверение.
Какие органы имеют право проверять тахограф и РТО на дорогах?
Должен ли шофер, остановленный сотрудником ГИБДД, предоставлять последнему тахограф для проверки, а также данные с него? Должен. Подтверждение этому можно найти в нескольких официальных документах. Во-первых, согласно пункту 2.7 ПДД, водителю запрещается нарушать РТО. Регулировщик может проверять соблюдение этого правила с помощью данных тахографа. Во-вторых, согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ №196, ИП и юридические лица, эксплуатирующие ТС, обязаны оснащать их тахографами. Соблюдение этого правила также могут контролировать представители ГИБДД.
Непосредственно проверки тахографов касается 98-й пункт Приказа МВД № 727. В нем говорится: «В рамках проверки технического состояния проводятся <…> снятие информации с имеющегося тахографа». Эти мероприятия вновь в компетенции сотрудников Госавтоинспекции.
Могут ли осматривать тахограф и запрашивать его данные представители Ространснадзора? Могут. С июня 2021 года действует Постановление Правительства № 1043. В его 72-м пункте перечислены документы, которые вправе проверять инструктор. А в подпункте «В» 73-го пункта указано, что при проверке документов сотрудник контролирует соблюдение требования об установке тахографов, а также соблюдения РТО шофера.
Но, в отличие от представителей ГИБДД, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не имеют права повсеместно проводить проверки. Ознакомиться с наличием, исправностью, данными тахографа они могут только в пунктах контроля под знаком 7.14. Ведь только в этих пунктах им разрешено останавливать автомобили.
Отметим, что представитель ГИБДД или Ространснадзора обязан предъявить карту контролера. Если у сотрудника ее нет, водитель может не предоставлять доступ к тахографу.
Кто проверяет тахографы за пределами трасс?
Кто еще должен контролировать работу тахографов? Ответ на этот вопрос содержится в первом пункте Приложения №5 к Приказу Минтранса №440 (это основной документ, регламентирующий работу с тахографами). «Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, должен осуществляться мастерскими, владельцами транспортных средств и контрольными органами в целях исключения нарушения водителем <…> установленного режима труда и отдыха».
Отметим, что владельцы ТС обязаны отслеживать исправность тахографов перед выходом автомобиля в рейс, обеспечивать водителя расходными материалами — бумагой для устройства. Также в зоне ответственности владельцев — выгрузка данных с карты водителя раз в 28 дней и хранение этих данных в течение года. Неисправные тахографы должны отправляться в мастерские для ремонта. Полный список мастерских представлен на сайте Росавтотранса. Отслужившие тахографы владелец должен утилизировать.
После того как автомобиль или автобус вышел в рейс, следить за исправной работой тахографа — задача шофера. Если прибор или карта водителя вышли из строя, необходимо в течение недели прибыть в мастерскую для ремонта тахографа.
Наличие и работоспособность тахографов также проверяется во время техосмотра автомобиля или автобуса. В частности контроль исправности устройства во время техосмотра регламентирует пункт 7 Приказа Минтранса №9.
Отметим, что у всех, кто так или иначе взаимодействует с тахографом, должны быть специальные карты.
- Карта водителя создана для идентификации шофера и хранения данных о его деятельности.
- Карта контролера обеспечивает идентификацию контрольных органов и проверку подлинности данных о них. Для аналогичных целей необходима и карта мастерской.
- Карта предприятия нужна не только для идентификации владельца ТС, но и для установки блокировки доступа к данным тахографа и водительских карт.
Что именно проверяет инспектор?
В Приложении №3 Приказа №440 прописаны обязанности водителя автобуса/грузовика. В том числе шоферы по требованию контрольных органов (ГИБДД и Ространснадзора, как мы выяснили выше) должны предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также распечатывать данные, хранящиеся на устройстве. То есть инспектор может как осмотреть сам прибор и снять информацию с помощью карты контролера, так и запросить у водителя распечатку данных, касающихся маршрута автомобиля, скоростного режима, режима труда и отдыха.
Соответствие каким требованиям должен проверять инспектор? Эти требования содержатся в Приложении №5 к Приказу №440. Во-первых, наличие тахографа, если его установка предписана законом. При этом данные о модели устройства должны быть учтены Росавтотрансом. Во-вторых, контролер должен убедиться, что тахограф активирован. В-третьих, необходимо удостовериться в его исправной работе и в том, что устройство не было модифицировано. В-четвертых, следует проверить, не изменяется ли водителем или другими лицами информация, записанная тахографом. В-пятых, необходимо проверить сведения о поверке тахографа, например, есть ли на приборе отметка о его поверке, занесены ли данные о контроле устройства в его паспорт.
Какие именно действия должен предпринять контролер? Они указаны в том же пятом приложении:
- Представитель контрольного органа проверяет наличие тахографа, правильность его установки, присутствие пломб с номерами мастерской, которая установила прибор в автомобиль или автобус.
- Инспектор может потребовать у водителя руководство по эксплуатации тахографа. Оно должно быть в машине.
- У контролера есть права требовать от шофера распечатку данных с тахографа и карты водителя.
- Также он вправе проверить выгрузку данных с прибора и водительской карты.
- Проверяющий может сравнивать распечатанную информацию с данными, зарегистрированными в тахографе и на карте.
- Контролер проверяет вывод сведений на дисплей устройства.
- Может быть произведена проверка ручного ввода данных о местоположении ТС в моменты начала и окончания движения.
- Контролируется автоматическое определение тахографом расположения ТС.
- Проверяется соответствие актуального местоположения автобуса или автомобиля и данных о месте, времени, зафиксированных тахографом.
- Представитель контролирующего органа также смотрит данные о поверке прибора — отметки на самом устройстве, в его паспорте.
Осуществляет контроль по всем перечисленным выше пунктам не только инспектор ГИБДД или представитель Ространснадзора, но и владелец автомобиля/автобуса, а также сотрудник мастерской.
В интересах владельца проводить регулярные проверки тахографов, а также обучать водителей правильной работе с ними. В противном случае неисправность или неправильную эксплуатацию прибора может обнаружить на трассе сотрудник ГИБДД. В таком случае штрафные санкции могут ожидать и шофера, и предприятие.
Какие штрафы грозят за неисправность тахографа или его неправильную эксплуатацию?
Размер штрафов зафиксирован в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в статье 11.23. Рассмотрим ее пункты.
- Если водитель вышел в рейс без тахографа или использует его неправильно, ему грозит штраф от 3 000 до 5 000 рублей. Исключения — тахограф сломался в пути, шофер управляет иностранным ТС.
- Если ТС выпущено на линию без тахографа, или он работает некорректно, с должностного лица взимается штраф в размере от 7 000 до 10 000 рублей, ИП заплатит 15 000 — 25 000 рублей, юрлицо — 25 000 — 50 000 рублей. Исключительным вновь будет случай, когда устройство сломалось во время осуществления перевозки.
- Если выявлено превышение времени управления транспортным средством, то есть не соблюдается РТО, с водителя взимают от 1 500 до 2 000 рублей, с должностных лиц — от 7 000 до 10 000 рублей, штраф для ИП составит 15 000 — 25 000 рублей, для юрлица — 25 000 — 50 000 рублей. При этом наказание для юридических и должностных лиц последует только в том случае, если они установили РТО для водителя, нарушающий требования нормативных правовых актов РФ.
К некорректному использованию тахографов можно отнести множество нюансов. Например, карта водителя может быть просрочена, может отсутствовать бумага для распечатки данных с прибора, водитель может не уметь предоставлять информацию для проверки. Владельцам ТС важно проводить обучение и регулярно снабжать шоферов необходимыми расходными материалами.
Отметим, в соответствии с 4-й главой КоАП, срок давности административных правонарушений составляет два месяца. А тахографы хранят данные за 365 дней. Если правонарушение, зафиксированное устройством, было совершено больше двух месяцев назад, наказание не последует. При этом карта водителя содержит сведения о работе в течение последних 28 дней. Инспектор может запросить данные за весь этот период, либо за период от предыдущей проверки до настоящего момента.
На практике, как правило, представители контролирующих органов проверяют данные за последние сутки, запрашивая их распечатки, а также смотрят наличие прибора и его правильное расположение в автомобиле или автобусе.
Работать по тахографу, соблюдая режим труда и отдыха, необходимо не только для того, чтобы избежать санкций, но и для предотвращения аварийных ситуаций на дороге. У водителя, не соблюдающего РТО, ухудшается концентрация внимания, что может повлечь дорожно-транспортные происшествия.
В одном из предыдущих материалов мы рассказывали, как российским дальнобойщикам работать по тахографу — как управлять устройством, сколько часов находиться за рулем, сколько посвящать отдыху. Также мы писали о карте водителя — необходимости и способах ее получения. Рекомендуем к прочтению и статью о том, на какой автотранспорт по закону необходимо устанавливать контролирующее устройство, и кому можно ездить без тахографов.