← Дзен

Контейнеры: виды, типоразмеры и особенности перевозок автомобильным транспортом

tehstroytrans.ru

Чаще всего контейнеры используются в морских и железнодорожных перевозках. Но на «последней миле» их нередко везут грузовики, поэтому перевозчикам и логистам нужно знать особенности этой тары.

20, 40, 45: размеры контейнеров

Контейнер — многооборотная тара, которую можно использовать для перевозки самых разных рузов. Стандартизированные размеры позволяют складывать контейнеры друг на друга в несколько «этажей» (до 9, если речь идёт о морских контейнерах). Крупнейшие грузовые суда-контейнеровозы могут перевозить более 20 тысяч 20-футовых контейнеров: например, ставший легендарным контейнеровоз Ever Given (именно он заблокировал Суэцкий канал в 2019 году) способен принять 20 124 таки контейнера.

Существует несколько типовых размеров контейнеров. Самые распространённые – 20-футовый контейнер (6,085 м. х 2,438 м. х 2,591 м.) и 40-футовый контейнер (12,192 м. х 2,438 м. х 2,591 м). Как можно заметить, у этих двух видов контейнера отличается лишь длина: остальные габариты совпадают, что позволяет по-разному комбинировать их на складах и платформах, предназначенных для перевозки контейнеров.

Кроме того, существуют 45-футовые контейнеры удлинённого размера, а также 20-футовые и 40-футовые контейнеры увеличенной вместимости: pallet wide (PW, увеличенная ширина, позволяющая размещать две стандартных паллеты в ряд) и high cube (HC, увеличенная высота).  

Какие бывают контейнеры?

В контейнерах сегодня перевозят самые разные грузы: от продуктов питания (в т.ч. скоропорта) до автомобилей и негабаритного оборудования. Существует множество типов контейнеров, специально адаптированных под специфические грузы.

  • Для перевозки продовольствия и лекарств используются рефконтейнеры. Корпус рефрижераторного контейнера термоизолирован, а внутри работает холодильная установка, запитанная извне: на складах и морских судах такие контейнеры подключаются к электросети.

  • Для перевозки грузов, которым необходима постоянная циркуляция воздуха (чай, кофе и другие) используются вентилируемые контейнеры.

  • Перевозка негабаритных грузов может осуществляться в контейнерах нетипичной конструкции: с открытым верхом, двойными дверьми (с обеих торцов) или с дверьми на боковой стороне. У контейнеров Flat Rack и вовсе нет боковых стен.

  • Контейнеры-танки с виду напоминают цистерны. Отличаются они прямоугольным стальным каркасом, который позволяет компактно размещать эти цистерны для хранения и перевозки. Перевозят в танк-контейнерах самые разные жидкие, газообразные, а иногда и сыпучие грузы. Это могут быть ГСМ, опасные грузы, химикаты, пищевые вещества (например, соки или молоко).

  • Обычные 20- и 40-футовые контейнеры называют универсальными контейнерами

Размеры нестандартных контейнеров также типизированы: они бывают 45-футовые, 40-футовые и 20-футовые.  

Что такое TEU?

TEU — условная единица для измерения объёма контейнерных перевозок, а заодно и транспортных средств, которые перевозят контейнеры. Аббревиатура происходит от английского twenty-foot equivalent unit, т.е. единица, эквивалентная 20 футам — речь, разумеется, идёт о 20-футовом контейнере.  

1 TEU — это объём, занимаемый 20-футовым контейнером. Если в новостной сводке говорится, что в Суэцком канале сел на мель контейнеровоз вместимостью 20 тысяч TEU, это означает, что за раз судно может перевозить 20 тысяч 20-футовых контейнеров. Разумеется, контейнеры такое судно может перевозить самые разные, в том числе и 40-, и 45-футовые. Но в качестве условной единицы используется самый маленький их размер.

Зачем контейнеры перевозят автомобильным транспортом?

Контейнеры за счёт своей эргономичности идеально подходят для морских перевозок или перевозок железнодорожным транспортом. На автомобильном транспорте их обычно доставляют в/из порта или железнодорожного терминала. Фактически это «последняя миля», но иногда везти контейнеры приходится на существенное расстояние.

С точки зрения перевозчика возить контейнеры нетрудно. Можно выделить два весомых преимущества:

  • Безопасность и сохранность грузов. Как правило, груз в контейнерах надёжно зафиксирован и даже в случае ДТП он пострадает с меньшей вероятностью, чем груз, размещённый в обычном полуприцепе. Кроме того, контейнер значительно труднее вскрыть, чем фургон и тем более тентованный полуприцеп; вероятность кражи значительно снижается.  

  • Отсутствие простоев. Загрузка обычного полуприцепа может затянуться на час и более, а контейнер уже готов к перевозке. На выгрузке контейнер снимают с машины, и она может отправляться за следующим грузом.

Ставки на автомобильные перевозки контейнеров обычно чуть ниже, чем ставки на перевозки таких же грузов обычным полуприцепом. Как и в обычных автомобильных перевозках, тарифы напрямую зависят от направления и наличия свободного транспорта. 

Полуприцепы для перевозки контейнеров

Для автомобильной перевозки грузов в контейнерах используют специальные полуприцепы-контейнеровозы, на которых контейнер можно надёжно зафиксировать.

Полуприцепы-контейнеровозы производятся как ведущими зарубежными производителями, так и российскими компаниями. Например, в ассортименте Челябинского машиностроительного завода автомобильных прицепов есть 15 моделей таких полуприцепов: они отличаются длиной платформы, грузоподъемностью и количеством осей.

Длина платформы таких полуприцепов обычно составляет около 12 метров (для стандартных 40-футовых контейнеров), но часто встречаются и короткие, шестиметровые прицепы для 20-футовых контейнеров. Средняя грузоподъемность 12-метрового полуприцепа — 32-34 тонны. 

Вес имеет значение!

Вес 40-футового контейнера может достигать 4 тонн, а находиться в нём может до 30 тонн груза. Прибавим к этому вес тягача и полуприцепа — и получим превышение массы, допустимой для транспортных средств на дорогах общего пользования.  

Об этом важно помнить: автоперевозчики, занимающиеся перевозкой контейнеров, нередко получают штрафы за перегруз. Чтобы избежать их, важно знать, сколько весит расположенный в контейнере груз.

Перераспределение грузов, находящихся в контейнере для перевозки, для более равномерной нагрузки на оси чаще всего невозможно, особенно если речь идёт о трансграничной перевозке, ведь такой контейнер обычно опечатан. Поэтому если вес груза приближается к 30 тоннам, следует взвесить все за и против и при необходимости получить разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

Часто используемые аббревиатуры

  • TEU — объем, занимаемый 20-футовым контейнером. 
  • FEU — объем, занимаемый 40-футовым контейнером. 
  • LCL — перевозка сборного груза (от нескольких отправителей нескольким получателям) в одном контейнере.
  • DC (dry cube), DV — стандартный морской контейнер. 
  • BC (bulk container), BU — контейнер для насыпных грузов. 
  • HC (high cube), HQ — контейнер с увеличенной высотой. 
  • PW (pallet wide) — контейнер с увеличенной шириной. 
  • HTC (heavy tested container) — контейнер с увеличенной грузоподъемностью. 
  • RE — контейнер-рефрижератор. 
  • VТ (ventilated container), VC — вентилируемый контейнер. 
  • TC, tank — контейнер-цистерна. 
  • OT (open top), UT — контейнер со съемной крышей для перевозки негабаритов. 
  • FR (flat rack) — открытая платформа со стенками на торцах для перевозки негабаритов.