Перевозка опасных грузов связана с большим количеством рисков. Чтобы их избежать, существует Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR), или ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов).
В этом утвержденном на международном уровне документе подробно прописаны правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом с учетом возможных критических ситуаций.
ДОПОГ действует частично или не действует совсем, например, при перевозке опасных грузов в небольших количествах для личного пользования, в составе механизмов и оборудовании, при срочных перевозках во время ЧП.
Какими бывают опасные грузы
Прежде всего необходимо разобраться, какой именно опасный груз необходимо транспортировать.
В Соглашении описано почти четыре тысячи наименований опасных веществ. Каждому веществу присвоен номер ООН (UN-идентификатор) и его принадлежность к классу опасности. Класс опасности определяется типом вещества и его главной опасностью, например, воспламеняемость, окисление или инфекция.
Различают девять классов опасности, с подклассами по категории и степенью опасности.
На изображении ниже они перечислены с соответствующей им маркировкой, которую мы затронем немного позже.
Инфографика: worldlogicline.ru
По идентификационному номеру ООН в таблице “Перечень опасных грузов” можно определить вид упаковки и маркировку для транспортного средства; на каком транспортном средстве разрешена транспортировка вещества; рекомендации по погрузочно-разгрузочным работам и тип представляемой опасности.
В России действует ГОСТ 19433-88, который составлен в соответствии с международными стандартами.
Риски, возникающие при организации транспортировки опасных грузов по автомобильным дорогам, заключаются в возможности взрыва, возгорания, утечки опасных ядовитых и инфекционных веществ, в радиоактивном излучении. Другими словами, в случае нарушении техники безопасности и аварии при перевозке опасного груза может быть нанесен урон жизни людей и животных, материальным ценностям и окружающей среде.
Какие документы нужно подготовить перед транспортировкой опасных грузов
Помимо стандартных документов, требуемых от водителя, необходимо следующее:
- свидетельство ДОПОГ о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
- свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя к перевозке опасных грузов;
- путевой лист с маркировкой груза;
- паспорт безопасности груза, сертификаты контроля;
- транспортная или товарно-транспортная накладная;
- договор о перевозке;
- письменные инструкции от грузоотправителя;
- информационная карточка системы информации об опасности.
Подберите для документов специальную папку и составьте чек-лист необходимых документов при транспортировке вашего опасного груза. Держите документы под рукой во время поездки, чтобы избежать временных затрат при проверках.
Как получить ДОПОГ на водителя и на машину
Обучение ДОПОГ приходит в автошколах и подразумевает разные уровни.
После получения базового обучения водитель может перевозить опасные грузы в упаковках. Для перевозки опасного груза в цистернах, для взрывчатых и радиоактивных веществ и материалов существуют соответствующие специализированные курсы. К экзаменам по специализированным курсам допускаются только водители, успешно сдавшие базовый курс. Длительность курсов может варьироваться, в среднем, от 24 до 12 академических часов.
Для получения водительского свидетельства ДОПОГ необходимо собрать следующие документы:
- Паспорт гражданина Российской Федерации и его копия, либо другой документ, удостоверяющий личность и разрешения на проживание и работу в РФ.
- Водительское удостоверение и его копия с двух сторон. Допуск к вождению должен разрешать управления автотранспортом той категории, которая будет использоваться для перевозки опасных грузов.
- Заявление с просьбой об обучении.
Водитель может быть допущен к получению свидетельства ДОПОГ только после трехлетнего стажа вождения, также он обязан владеть навыками оказания первой медицинской помощи. Прохождение медосмотра необходимо перед каждым рейсом.
На автомобиль свидетельство ДОПОГ оформляют также в ГИБДД. В этом документе указывается, для перевозки какого опасного вещества оно приспособлено. Для получения свидетельства необходимо соблюдение следующих условий:
- исправное состояние техники;
- автомобиль промаркирован необходимыми табло и знаками опасности;
- автомобиль укомплектован дополнительным оборудованием;
- на каждого члена экипажа в наличии комплект индивидуальной защиты.
Перед получением свидетельства необходимо также собрать сертификаты соответствия транспортного средства требованиям безопасности.
Как маркировать и подготовить транспортное средство
Транспортное средство с опасным грузом должно быть заметным на дороге. Существует два вида информационных табличек.
На передней и задней частях автомобиля требуется информационное табло размером 30 на 40 см с цифровой кодировкой, где верхние цифры – идентификационный номер опасности и дополнительной опасности, а нижняя – номер в реестре ООН.
Знаки опасности должны дублироваться по бокам машины.
Яркие красные и зеленые знаки опасности маркируют наиболее опасные грузы взрывчатого характера. Желтый и белый используют для фона в знаках на химикатах, радиоактивных и едких веществах.
В случае, если перевозится несколько опасных грузов, спереди выставляется чистая оранжевая табличка, на каждом отсеке цистерны должен быть нанесен соответствующее содержимому табло. Недостаточно подробная маркировка – такое же нарушение, как и полное ее отсутствие.
Транспортное средство требуется оборудовать двумя проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета. Они не дают никакого преимущества на дороге, но сообщают другим водителям о потенциальной опасности.
Чем должно быть укомплектовано транспортное средство
На случай аварии необходимо иметь два знака аварийной остановки, огнетушители с требуемым к данному транспортному средству объемом, лопату и запас песка, другие средства нейтрализации перевозимого опасного вещества.
На каждого члена экипажа требуется пара защитных перчаток, средство для защиты глаз, аварийные жилеты оранжевого цвета.
Также следует иметь средство для промывания глаз, набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортных средств, противопожарное полотно.
Дополнительно может потребоваться установка антиблокировочной системы, устройства ограничения скорости, тахограф с СКЗИ, кнопка массы с защитным кожухом.
Для каждой транспортной единицы необходим противооткатный башмак.
Аварийный инвентарь также как и документы должен располагаться в легкодоступном месте, чтобы в экстренных случаях не возникало проблем с их использованием.
Следите за тем, чтобы жидкость для промывания глаз не замерзала.
Какие требования к таре и погрузочно-разгрузочным работам
В тексте соглашения ДОПОГ можно найти подробные требования к погрузочно-разгрузочным работам относительно каждого класса и наименования вещества. Рассмотрим несколько основных моментов, на которые в любом случае стоит обратить внимание.
- Надежное крепление груза. Важно учитывать положение упаковок, легкие грузы должны быть наверху, тяжелые – внизу. При перевозке не должно возникнуть опасности возгорания или утечки опасного груза. Цистерны стоит наполнять с учетом расширения жидкости, чтобы избежать деформирования тары.
- Двигатель должен быть выключен при погрузочно-разгрузочных работах, кроме тех случаев, когда он задействован в запуске механизмов, необходимых для погрузки/разгрузки.
- Нужно строго следить за возможностью совместной перевозки грузов разных видов опасности. Подробная информация об этом находится в специальной таблице совместимости грузов в приложениях к ДОПОГ.
- Запрещена транспортировка опасных и обычных грузов в одной упаковке.
- Стеклянные и легкобьющиеся емкости должны быть упакованы в жесткий каркас и проложены смягчающим материалом.
- Материал и конструкция тары должна быть стойкой к воздействию того опасного вещества, для которого она предназначена.
Требуется особое внимание к упаковке при перевозке опасных грузов. В зависимости от представляемой опасности, грузу присваивают определенную группу упаковки: I, II или III, то есть, очень опасный груз, просто опасный груз и незначительно опасный груз соответственно.
Во время получения груза ответственное лицо должно проверить целостность упаковки, количество груза, сверить документы. После окончания разгрузки необходимо очистить и обеззаразить транспортное средство от остатков опасного груза, затем убрать и обеззаразить знаки опасности и маркировочные знаки.
Какие существуют правила перевозки опасных грузов
Основные правила связаны, прежде всего, с техникой безопасности. Их выполнение значительно снизит риск чрезвычайных происшествий.
Маршрут транспортных средств с опасным грузом не должен проходить через зоны отдыха, заповедники, крупные населенные пункты, вблизи лечебных, образовательных учреждений и крупных промышленных объектов.
При перевозке грузов повышенной опасности дополнительно потребуется получение специального разрешения. Этот документ выдается Ространснадзором, в случае, если маршрут транспортировки проходит по федеральным трассам или по территории двух и более регионов. В других случаях за разрешением следует обратиться к организации или лицу, ответственному за данную автомобильную дорогу.
Ространснадзор также вправе назначить транспортным средствам с опасным грузом сопровождение.
В любом случае при транспортировке водителю запрещено:
- уклоняться от заданного маршрута без согласования;
- превышать скорость и обгонять транспортные средства при скорости свыше 50 км/ч;
- совершать резкие маневры;
- перевозить в кабине людей без оформленного свидетельства ДОПОГ;
- курить на расстоянии менее 50 метров от стоянки;
- буксировать транспортное средство;
- пользоваться неохраняемыми стоянками, оставлять транспортное средство без присмотра.
Что делать в случае ДТП
От несчастных случаев на дороге не застрахован даже самый ответственный и подготовленный водитель. Главное – не поддаваться панике и четко следовать инструкциям, которые перед началом поездки составил грузоотправитель. В них подробно должен быть описан порядок действий при чрезвычайных ситуациях, который нужно исполнить до приезда аварийных служб. Ознакомиться с инструкциями лучше до начала поездки. В любом случае водитель должен:
- затормозить, выключить двигатель, отключить аккумулятор и привести в действие главный переключатель;
- сообщить о случившемся в аварийные службы, подробно сообщить им информацию о перевозимом опасном грузе;
- надеть аварийный жилет и установить знаки аварийной остановки спереди и сзади от места ДТП;
- исключить нахождение посторонних лиц вблизи аварии, в случае опасности отойти самому.
Какие последствия несут аварии с участием опасных грузов
Тяжкий вред здоровью людей и природе наносят происшествия, связанные с транспортировкой опасных веществ. Повреждение объектов инфраструктуры, заторы на дорогах и вызванные происшествием проблемы также являются весомой опасностью. В большинстве случаев неприятных последствий можно было избежать, выполняя установленные требования техники безопасности.
По официальной статистике МВД России, подавляющее большинство аварий с участием опасных грузов происходит при транспортировке легковоспламеняющихся веществ в цистернах (бензин, дизельное топливо, нефть, метанол, изопропанол, этилацетат, газовый конденсат). Чаще всего ДТП случается при опрокидывании транспортного средства и при столкновении с другим транспортным средством.
Ликвидация последствий занимает много времени и человеческих сил. Кроме того, на водителя автомобиля накладывается штраф в размере от 2000 до 2500 р. с лишением прав на несколько месяцев, на ответственное должностное лицо – от 20 до 25 т.р., на юридические лицо штраф может достигать 500 т.р.
Зачастую только после аварий выясняется отсутствие необходимых документов, их подделка, недостаточный предрейсовый контроль автомобиля и упаковки груза, отсутствие необходимого в случае ЧП оборудования и маркировки. В этих случаях виновным грозит более серьезное наказание.
Заключение
Понимание основных правил перевозки опасных грузов и требований безопасности помогут вам вовремя определить критическую ситуацию и не допустить печальных последствий. От водителя не требуется идеальное знание всех правил ДОПОГ, достаточно той информации, которую дают на обучении. Главное – понимать взятую на себя ответственность.