Ему в профессиональном сообществе посвящают гневные видео, его клянут за засилье рекламы и ругани, но все признают, что без него было бы хуже, ведь иногда он спасает жизни, а особо талантливые даже сочиняют о нём стихи.
Такой вот противоречивый 15-й канал дальнобойщиков на частоте 27.135 МГц, звучащий в их рации и днём и ночью.
"Пятнадцатый канал" Светланы Назаровой
"Так много в рации совсем ненужных тем
К чему же столько мата, оскорблений?
Ну, неужели нет других проблем?
Или не мало в жизни огорчений?
Парнишка просит помощи:
"Ребят, стою в кармане, нет одной запчасти!"
В ответ ребята как один молчат:
Ни "до свидания" тебе в ответ, ни "здрасьте"!
Зато спросил другой про тех девчат.
Что у обочины с утра, до ночи трутся.
В ответ все адреса — где те стоят.
И продолженья темы той ведутся.
Наверно, всё же братство опустело.
Простите уж меня за резкость эту:
Так много слов, но очень редко — дело,
Никто не следует коллег своих совету!
А в рации всё "чайники", "дебилы",
— Вы так друг друга стали называть!
Одни же трассы, вы же все водилы.
Наверно нужно что-то поменять.
Начать хотя бы просто с уваженья:
Забыть про эгоизм, что ты умнее.
По рации не портить настроенья,
И просто быть хоть чуточку добрее.
Ведь жизнь одна, и может так случится:
Поможешь ты — помогут и тебе.
Наверно, нужно вам объединиться.
Быть человеком — главное в судьбе!"
Это стихотворение Светланы Назаровой, написанное в далёком 2015-м году и моментально разошедшееся по сообществам и блогам дальнобойщиков в соцсетях, активно распространяется и по сей день. Поклонники таланта поэтессы, которая не раз посвящала свои творения водителям фур, и те. кто даже не в курсе, кому принадлежит авторство данных строк, с удовольствием декламируют их на камеру, записывают аудиоверсии стиха и даже делают графические работы, иллюстрирующие цитаты из "Пятнадцатого канала".
Каждая публикация, связанная со стихотворением "Пятнадцатый канал", сразу обрастает одобрительными комментариями в адрес произведения и какими-либо жизненными байками, подтверждающими правоту автора:
"Да,канал совсем не дружный или каждый на своей волне. Добирался среди ночи на Пирятин (Полтавская обл) из Одессы мамы так до семи утра у напарника кричал. Так и поехал автостопом из Киева", — пишет Алексей Стародубцев; "Всё верно сказано!", — считает Артём Бирюков; "Так и есть... Слов не выкинуть!", — констатирует Сергей Леушин.
С момента премьеры "Пятнадцатого канала" Светланы Назаровой в Интернете прошло уже целых 7лет, а он не теряет актуальности. Шофёры большегрузов по-прежнему жалуются на обилие мата и неуважение к коллегам в эфире, а к этим недостаткам 15-го канала прибавилось ещё и засилье рекламы, отбивающее всё желание включать рацию и общаться.
"Дальнобойщики уже не те"
Незадолго до Нового года в Новороссийске произошёл показательный случай: у большегруза сломался компрессор посреди дороги, а за ним образовалась пробка. Чтобы элементарно отъехать в сторону, ему не хватало воздуха. И сколько водитель ни просил помощи по рации, отреагировали на его беду только спасатели.
Об этом на своей странице в Instagram написал даже начальник муниципальной "Службы Спасения" Новороссийска Алексей Одеров. "Помогайте людям в трудной ситуации, и вам тоже помогут", — подытожил Одеров в посте, посвящённом этому происшествию.
Скриншот: https://www.instagram.com/p/CXlmpTSsYZc/
Комментаторы высказали мнение, что дальнобойщики уже не те, какие были раньше, и сейчас их больше увлекают дорожные войны в эфире частоты 27.135 МГц, нежели солидарность и взаимовыручка.
Не надо ругаться
Совсем недавно по Сети распространилось видео, в котором дальнобойщик призывает коллег не ругаться по рации на водителей грузовиков, которые едут на небольшой скоростью и создают заторы.
"— Вчера шёл по Уралу — и рацию противно слушать. Вы зачем передних подгоняете? Зачем их матом кроете? Пацан, может, только сел за руль, может у него груз такой, он может ещё габаритов не чует. А вы — что не едешь, что тормозишь. Ему может быть страшно! Когда вы сели за руль первый раз, вы сразу стали профессионалами? Вспомните себя!", — негодует автор.
Итог обращения — сотни лайков и слова одобрения такой позиции. Но всё же здесь нашлись недовольные комментаторы, по мнению которых — новичкам на зимних дорогах Урала не место.
"Хоть рацию выключай"
Сегодня на 15 канале, наряду со сквернословием и хамством, прибавился новый засоряющий эфир тренд: назойливая реклама.
"15-й превратился в канал рекламы столовых, стоянок и топлива", "К городам подъехать невозможно, хоть рацию выключай!", — подобные комментарии всё чаще встречаются в Интернете.
Один и неравнодушных дальнобойщиков снял видео-эксперимент и выложил в Сеть. По рации он попросил коллег "подсказать обстановочку на Москву". На эту просьбу никто не откликнулся, а через несколько минут он объявил о "сдаче топлива на заправке", и потенциальные клиенты в эфире 15-гт канала не заставили себя ждать.
"Это правда, как спросить что по существу так тишина, как купить или продать ДТ — так пожалуйста", — прокомментировал видео один из подписчиков ВК-сообщества "Дальнобойщики", где был опубликован ролик.
"Америка” без тормозов, Германия без раций
А ведь когда-то знаменитое видео, распространявшееся в Сети под заголовком "Америка с горы катится", "Америка без тормозов" и прочими подобными вариациями названий, заставило даже рядовых автомобилистов задуматься о приобретении "сибишек" ради прослушивания 15-го канала.
Внимание: ненормативная лексика (18+)
Крупное ДТП, попавшеев кадр, произошло в 2012 году на Урале: фура с отказавшими тормозами протаранила пять автомобилей.
Незадолго до столкновения дальнобойщики начали предупреждать друг друга по 15-му каналу: "Америка с горы, говорит, тормоза отказали! берём правее!" Те, кто по какой-то причине не успели отреагировать на это сообщение, попали в страшную аварию.
Видео вызвало широкий резонанс не только среди профессиональных шофёров, но и у автолюбителей. Тогда многие рядовые автомобилисты стали приобретать CB-рации. Они стали не только слушать переговоры дальнобойщиков с целью разведать дорожную обстановку, но и сами выходить в эфир частоты 27.135 МГц в случае возникновения экстренных ситуаций или чтобы элементарно поинтересоваться о ближайших заправках, удобных путях объезда пробок и т.д..
Кроме того, в городах есть и отдельные частоты, где общаются местные представители официальных организаций автомобилистов, члены автоклубов и прочие авто-энтузиасты: они сообщают о дорожных заторах, рассказывают об особенностях местной инфраструктуры (стоянок, заправок, гостиниц и т.д.), а также делятся прочей полезной для автомобилистов информацией.
Что интересно, пользу от использования CB-раций водителями видят далеко не везде. Если их российских пользователей раздражает только засилье мата и информационного мусора, германские власти и вовсе усмотрели в "сибишках" потенциальную угрозу. Причём опасность чиновники увидели чисто техническую: водитель, общаясь с коллегами, держит рацию в руке. Поскольку общение между шофёрами по радиосвязи, как и сама их частота, в этой стране под запрет не подпадает производители техники стали внедрять на рынок устройства, поддерживающие городской диапазон (он же CB), в виде гарнитур.