← Дзен

Штраф за перегруз: теория и практика

icasi.ru

Штраф за перегруз грузового автомобиля - страшный сон перевозчика: его размер может достигать полумиллиона рублей. Какие штрафы приходят с автоматических рамок и как часто их выписывают по ошибке?

Среди огромного количества штрафов, прописанных в КоАП, штрафы за перегруз и габаритные нарушения стоят особняком. Наказание поражает размером: допустивший перегруз перевозчик может лишиться сотен тысяч рублей.

Какие штрафы грозят перевозчикам при перегрузе?

Размеры штрафов определяет статья 12.21.1 КоАП.

За превышение допустимой массы менее чем на 2% штраф не взимается.

За превышение допустимой массы на 2-10% водителя оштрафуют на 1-1,5 тысячи рублей, должностное лицо на 10-15 тысяч, юридическое лицо на 100-150 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 150 тысяч рублей придёт владельцу ТС.

За превышение допустимой массы на 10-20% водителя оштрафуют на 3-4 тысячи рублей, должностное лицо на 25-30 тысяч, юридическое лицо на 250-300 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 300 тысяч рублей придёт владельцу ТС.

За превышение допустимой массы на 20-50% водителя оштрафуют на 5-10 тысяч рублей, должностное лицо на 35-40 тысяч, юридическое лицо на 350-400 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 400 тысяч рублей придёт владельцу ТС.

Что считается нарушением?

Формулировка из статьи 12.21.1 КоАП РФ:

“Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства <...> с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении”

Таким образом, штрафы за перегруз выписываются как за общее превышение допустимого веса ТС, так и за превышение максимально допустимых осевых нагрузок. При взвешивании измеряется вес каждой оси, и если, например, груз сместился из-за плохого крепления, и на одной из осей нагрузка будет превышать допустимую – штрафа за преегруз не миновать.  

Каковы допустимые нормы?

Допустимая нагрузка на ось зависит от качества дорожного полотна. Для федеральных трасс это 10 или 11,5 тонн. Таблица, в которой указаны допустимые нагрузки по осям для разных участков федеральных трасс, размещена на сайте Росавтодора.

Стоит отметить, что для групп из сближенных осей допустимая нагрузка может отличаться. Таблица с конкретными значениями содержится в приложении к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Из этой же таблицы видно, что на некоторых дорогах нагрузка на ось не должна превышать шести тонн. Обычно это региональные или муниципальные дороги - информация о них содержится на сайтах местных упрдоров.

В период весенних ограничений осевые нагрузки на региональных дорогах снижаются, поэтому владельцам грузовых автомобилей необходимо следить за информацией о сроках и условиях закрытия дорог, чтобы понимать, когда и в каком регионе начнётся распутица.

Ответственность грузоотправителя

12-я часть ст. 11 Устава автомобильного транспорта определяет: юрлица и ИП, осуществляющие погрузку груза в ТС, не вправе превышать допустимую массу груза и нагрузки по осям. За это им грозит такая же ответственность, как и владельцам грузовых автомобилей – в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов отмечает, что грузоотправителей привлекают к ответственности и признают виновными в перегрузе лишь в тех случаях, когда сведения о них оказываются в распоряжении контролирующих органов. В основном это происходит при взвешивании на мобильных или стационарных пунктах весового контроля.

- Такие сведения у МУГАДН есть далеко не всегда, уже на этом этапе грузоотправители уходят от штрафов. А если административное расследование по факту выявленного перегруза всё-таки начали, но на выручку им приходят договоры и договоры-заявки, где указано, что за погрузку и размещение груза в кузове несёт ответственность перевозчик, - объясняет эксперт.

Нередко грузоотправители «играют по правилам» и размещают на объектах стационарные весы, на которых взвешивают выезжающие машины. Если весы фиксируют перегруз, то машину либо не выпускают, либо выпускают без документов: «хочешь ехать с перегрузом - дело твое, но мы, как грузоотправители, ни при чем».

Штрафы, пришедшие владельцам автомобилей с автоматических весов, перекладываются на грузоотправителей исключительно редко.

- Как правило, перевозчик узнаёт о перегрузе и последовавшем за ним штрафе в самом конце срока привлечения. Пока перевозчик отбивается от штрафа, все сроки давности привлечения к административной ответственности проходят, и грузоотправитель опять-таки остаётся не при делах.

Перевозчик может обжаловать штраф, обратившись в ЦАФАП: если срок обжалования ещё не истёк, есть шанс, что виновным будет признан грузоотправитель.

В 2020 году Верховный суд постановил, что если покупатель товара забирает его самовывозом, а впоследствии при взвешивании транспорта будет выявлен перегруз, то наказание понести должен продавец – так как именно он осуществляет погрузку и имеет возможность не перегружать ТС. В рассмотренном ВС деле продавец указывал, что покупатель предоставил для перевозки транспортное средство, не соответствующую весовым параметрам товара. Однако этот аргумент не был принят во внимание Верховным судом, и «крайним» остался грузоотправитель.

Несправедливые штрафы за перегруз

Штраф за перегруз грузового автомобиля может быть выписан на стационарном посту весового контроля или на автоматическом пункте. В последнем случае перегруз определяет техника: грузовой автомобиль проезжает через весы, его госномер фиксирует фотокамера, после чего в случае выявления нарушения собственнику машины выписывается штраф.

Техника несовершенна, и нередки случаи, когда штрафы за перегруз выписываются несправедливо. На это может повлиять множество факторов: неполадки в работе оборудования, неправильная установка дорожных весов, обильные осадки. Но факт остаётся фактом: от штрафа за перегруз не застрахован даже тот, кто тщательно следит за весом перевозимого груза и правильностью его размещения в кузове.

Можно ли оспорить несправедливые штрафы?

Штрафы за перегруз, выписанные АПВГК, оспорить непросто. Для этого необходимо найти документы, подтверждающие, что при загрузке вес не превышал допустимый, а в процессе перевозки кузов не вскрывался. Это могут быть показания сертифицированных весов, расположенных на месте погрузки. Косвенное доказательство, которое может сыграть в пользу перевозчика - прохождение других АПВГК. К сожалению, ни один из этих способов не может гарантировать, что суд примет сторону перевозчика и отменит штраф - иногда судьи не принимают такие доводы во внимание.

В некоторых случаях на руку владельцу грузового автомобиля могут сыграть ошибки, допущенные сотрудниками контролирующих органов. Известны случаи, когда штрафы за перегруз признавались несправедливыми и успешно оспаривались из-за:

  • неправильно составленного протокола об административном правонарушении;
  • отсутствия сертификатов на оборудование для взвешивания.

Если грузовик находится в аренде, наказанию за перегруз всё равно подвергнется его владелец. Но оспорить такой штраф будет сравнительно нетрудно. Второй пункт статьи 2.6.1 КоАП определяет: владельцы транспорта освобождаются от ответственности за нарушения, совершенные арендаторами ТС. В таком случае важно вовремя оспорить постановление о штрафе, чтобы избежать наказания.

Летом прошлого года о теории правоприменительной практике оспаривания неправомерных штрафов за перегруз рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Если вам интересна эта тема, рекомендуем к прочтению.

Массовые штрафы со сломанных весов

Известны случаи, когда автоматические весы выписывали несправедливые штрафы массово – сотням и даже тысячам владельцев автомобилей. Чаще всего такое случается из-за неправильной настройки и ошибок, допущенных при установке оборудования. Сложная техника может давать сбои из-за малейших нарушений: например, из-за неровности дорожного полотна.

Последний такой случай произошёл летом этого года в Челябинской области. Штрафы получили сотни перевозчиков (правда, фиксировались чаще всего не весовые, а габаритные нарушения). Прокуратура провела проверку и выяснила, что нарушения действительно имели место. Но об аннулировании штрафов говорить пока рано: сперва необходимо доказать, что именно эти нарушения стали причиной штрафов.

Есть и более оптимистичные примеры. В 2018-2019 годах АПВГК на региональных дорогах Нижегородской области выписали несправедливых штрафов на общую сумму свыше 1 млрд рублей. За перевозчиков вступилась местная Торгово-промышленная палата, подключился региональный Минтранс – и штрафы, выписанные автоматическими весами, были признаны незаконными.

Вместо заключения

Сами по себе штрафы за перегруз выполняют важную и полезную функцию: они предостерегают перевозчиков от нарушений, сохраняя дорожное полотно и делая движение безопаснее. К сожалению, штрафы, которые выписывают автоматические пункты весогабаритного контроля нередко бывают несправедливыми. Для отмены неправомерного штрафа перевозчикам зачастую приходится тратить огромное количество времени и сил: штудировать законодательство, писать жалобы в контролирующие органы, инициировать проверки оборудования и участвовать в судах.

Увы: сказать, что за последние годы ситуация хоть сколь-либо изменилась, нельзя. СМИ периодически публикуют информацию о «взбесившейся рамке», которая штрафует грузовые автомобили на сотни тысяч рублей в том или ином регионе России. Местные власти обычно реагируют на такие новости с существенной задержкой: с момента первых жалоб до установления неисправности и отключения АПВГК (или перевода в тестовый режим) могут пройти недели и даже месяцы. Неправомерные штрафы с АПВГК были и остаются одной из главных проблем российских перевозчиков, требующей скорейшего решения.