Входной билет в бизнес грузоперевозок обошёлся энтузиасту в 580 тысяч рублей. Перевозчик не скрывает: ему очень повезло с машиной, которая в течение целого года не потребовала серьёзных вложений.
Многие уверены: покупать б/у-машину и начинать свой бизнес с нуля — дурная идея. Ставки нынче низкие, расходы большие, заработок непостоянен. И всё же смельчаки находятся. Один из них, житель Воронежской области Иван Сидоченков, чуть более года назад уволился из надоевшего офиса и купил грузовик Scania 93M. Он начал приводить подержанную машину в порядок и завёл видеоблог, чтобы рассказать о своём эксперименте миру. Недавно Иван подвёл итоги прошедшего года: подсчитал заработанное, оценил состояние машины и перспективы своего бизнеса.
Как всё начиналось
— Мы искали грузовик в разных областях, в основном в Центральной России. Искали машину где-то месяц и наконец нашли в Московской области. Покупая её, я вылез за рамки бюджета: у меня было 400 тысяч, я думал купить машину за 350 и своими руками довести её до рабочего состояния, но машины за такие деньги были слишком убитыми. Ради интереса мы поехали смотреть машину за 580 тысяч рублей и смотрели её очень долго, выискивали подвох. А подвоха не было. Машина была хороша, спасибо прошлому хозяину, который за ней ухаживал. В итоге я принял решение влезть в долги и взять именно эту машину, — рассказывает Иван в одном из своих видеороликов.
В выборе грузовика будущему предпринимателю помогли знакомые дальнобойщики. Изначально Иван, никогда ранее не водивший большегруз, ориентировался на пятитонник, но родственник убедил его купить большую машину. Выбор остановился на десятитоннике Scania 1992 года вместимостью 18 европаллет с рабочим «ленивцем» и гидробортом.
— Когда мы купили её, было темно. Мне говорят: садись, погнали в Воронежскую область. И это была моя первая поездка за рулём большого грузовика! Со мной было двое дальнобойщиков, и мне было стыдно признаться им, что сейчас я впервые поеду на такой машине. Я смотрел в интернете видео, как и в какой момент переключать передачи. Но ничего, потихонечку справился, хотя «тупняки», конечно, были.
Весь следующий месяц ушёл на доведение машины до ума. Не без помощи друзей Иван настроил клапаны, убрал лишние провода от демонтированной ранее ABS, поменял сальники и тормоза на «ленивце». Затем он получил бортовое устройство системы «Платон» — и отправился в первый рейс.
— Платили пять тысяч наличкой. Это было очень смешно! Ставка вкруг вышла 21 рубль за километр, это просто смех, но тогда я был доволен — ведь я заработал первые деньги!
Первые трудности и первые деньги
Поломки не заставили себя ждать. Спустя месяц стали забиваться трубки и фильтры, начала пропадать тяга. Затем начались проблемы со штангой толкателя клапана — она провалилась в поддон. Все эти трудности удалось решить.
За первый месяц Иван заработал 87 500 рублей «чистыми». Половину «чистого» заработка он решил откладывать на случай серьёзной поломки.
— Получается, в семью я принёс 40-45 тысяч рублей. Это, конечно, мало: тогда я уволился из офиса, где получал чуть меньше. А работы с машиной много: руки обмерзшие, грузовик ломается. Заработать деньги было сложно, зато я получил опыт.
Наступила зима — она стала суровым испытанием для пока ещё неопытного водителя. Ездить в метель оказалось непросто, а однажды машину пришлось отогревать газовой горелкой.
В одном из рейсов Иван едва не попал в серьёзное ДТП: на встречку выскочил КАМАЗ, и от столкновения пришлось уходить на обочину. Машина увязла в сугробе, при этом зависнув над кюветом. В течение нескольких часов Иван пытался найти помощь и пешком дошёл до ближайшей автобазы, но коммунальщики помочь ему не смогли. К счастью, на выручку пришёл водитель проезжавшего мимо тягача.
Случались досадные происшествия, не связанные с погодой: например, паркуясь на одном из складов, Иван забыл поднять гидроборт и погнул им ворота. Была и порча груза, к счастью, совсем небольшая — Ивану пришлось купить разбитую раковину.
Расходы на ремонт и впечатления от машины
За год Иван поменял сальники, шток клапана, аккумуляторы, энергоаккумулятор, задние тормозные колодки, рессоры прокладки, антифриз. Кроме того, заменить пришлось топливный бак и два колеса. Несколько раз владелец машины делал ТО: менял масло и фильтры.
— Потратил я на это 81 300 рублей за год. Разумеется, заработал я куда больше денег. Но в запасе обязательно продолжаю держать денежку, потому что машина 1992 года и случиться может всякое.
Несмотря на возраст машины, впечатления у её владельца самые положительные:
— На данный момент могу сказать — рекомендую! Scania 3-й серии отличный автомобиль, если за ним следили и вы сможете дальше за ним следить. Я первый раз сел за руль машины, которую мои комментаторы называют хламом — и смог отъездить год, получить опыт и заработать без особых проблем.
Итоги первого года: прибыль и перспективы
— Начинался год с маленьких цен, — вспоминает Иван. — Я ездил за копейки, дармовозил. Дармовожу и сейчас, но каждый раз провожу работу над ошибками. Понимаю, что нужно ездить дороже и стараюсь ездить дороже. Я пришёл к средней ставке 40 рублей за километр. Подводя итоги понял, что так работать можно, но, скорее всего, недолго. Денег хватает на машину, на ремонт, можно даже немного откладывать.
Но я работаю водителем, механиком, логистом, экспедитором… Слишком много завязано дел на одном человеке, чтобы так мало зарабатывать!
За первый год владения машиной Иван заработал «грязными» 2,377 млн рублей. В одном из выпусков своего блога он подсчитал, сколько за это время потратил:
- на дизельное топливо ушло 729 700 рублей;
- на платные дороги и оплату «Платона» — 14 650 рублей;
- налоги на ИП (без учёта последнего квартала) и комиссии за снятие — 105 000 рублей;
- страховка — 10 400 рублей;
- АТИ — 17 500 рублей;
- ремонт и техническое обслуживание — 109 000 рублей;
- графа «разное» (штрафы и другие случайные расходы) — 60 000 рублей.
Оставшиеся 1,33 млн рублей Иван поделил на две части по 665 тысяч. Одна из них — резерв на ремонт, обновление или покупку новой машины. Вторая — зарплата за год: делим на 12 и получаем 55 тысяч рублей в месяц.
— 55 тысяч в месяц таким трудом! Небольшая сумма. Год назад, работая в офисе я получал 35-40 тысяч, но я сидел в тёплом помещении пять дней в неделю. Здесь же я хоть и работал пятидневку и ночевал практически всегда дома, но всё-таки — зима, слякоть, грязь… За такой труд 55 тысяч рублей — это очень мало. Наёмные водители, как вы сами знаете, могут получать гораздо больше, хотя и график работы у них совершенно другой.
Но всё-таки результат своей работы Иван оценивает положительно:
— Я вложил 600 тысяч рублей в эту машину, и за год она мне их вернула. Помимо моей зарплаты, она отработала и себя. По сути, если сейчас закончить с перевозками и уйти в офис спокойно работать, то получится, что я приобрёл опыт и окупил автомобиль. Я могу продать эту Scania — с учётом подросших цен, думаю, тысяч за 700. Получается, за год я приобрел 710 тысяч рублей и опыт грузоперевозок. Эти деньги я могу вложить в ипотеку, могу купить машину в семью или какие-то другие вещи.
Впрочем, машину Иван продавать не собирается. Он намерен продолжить работу и по возможности поднимать ставки, повышая рентабельность бизнеса, в котором быстро освоился.
По материалам youtube-канала SIDOCHENKOV ДАЛЬНОБОЙ