← Дзен

Дешевле уже не будет. Что происходит с ценами на тяжелые грузовики и спецтехнику?

Обновить автопарк становится всё труднее: стремительное подорожание тяжелых машин — как магистральных тягачей, так и спецтехники — уже спутало планы многим коммерческим перевозчикам и предприятиям, обладающим собственными автопарками.

Представители крупнейших транспортных компаний отмечают, что иностранные седельные тягачи с начала текущего года подорожали на 30-35%, а российские машины и спецтехника на базе отечественных шасси — примерно на 25%. Цифры эти, конечно, усреднённые: к концу года они могут увеличиться.

Растут цены и на вторичном рынке: по данным одной из крупнейших площадок по реализации б/у-транспорта, подержанные седельные тягачи только в первом полугодии подорожали на 40%.

Эксперты связывают рост цен на машины с дефицитом полупроводников, подорожанием стали и отложенным спросом; они прогнозируют, что транспорт будет дорожать и в наступающем 2022 году.

Не секрет, что большая часть грузовиков и спецтехники продаётся в лизинг. Лизинг даёт возможность сэкономить за счёт государственных субсидий, но их объемы малы, и заканчиваются деньги очень быстро.

Выделенных в текущем году 3,84 млрд рублей хватило лишь на два месяца. В 2022 году правительство намерено выделить 5 млрд рублей, но с учётом роста цен вряд ли этой суммы хватит на существенно больший период.

Тем не менее сэкономить с помощью лизинга можно даже без учёта госсубсидий. Нередко лизинговые компании проводят акции и предоставляют специальные условия для своих клиентов.

Так, к примеру, за 9 месяцев 2021 года лизинговая компания Газпромбанк Автолизинг профинансировала 12 373 сделок (+130%) на общую сумму 48,86 млрд рублей (+208%). Можно без преувеличения сказать, что на рынке лизинга появилась восходящая звезда, компания, сумевшая подобрать ключи к потребностям и нуждам владельцев автопарков и парков спецтехники. За счет чего конкретно достигнута такая динамика?

Во-первых, покупателям не приходится изыскивать средства для аванса, который снижен практически до нуля. Клиент вносит символические 1000 рублей и после заключения лизингового договора начинает пользоваться техникой.

Отдельно подчеркнем, что данная услуга распространяется не только на новую, но и на б/у технику. Реалии сегодняшнего рынка таковы, что новых машин у продавцов зачастую просто нет, а если есть, то продаются они по заоблачным ценам, поэтому выбор б/у техники, которую можно приобрести в лизинг — логичный и продуманный шаг для умеющего считать бизнесмена. Особенно актуально в отношении спецтехники, ведь строительные объекты разморожены, и техника — как новая, так и б/у — сегодня востребована как никогда.

В условиях, когда на рынке иссякли средства господдержки лизингополучателей, о чем мы вкратце сказали выше, покупатели техники рады любой возможности сэкономить или получить субсидию. Идя навстречу клиентам, Газпромбанк Автолизинг разработал программу поддержки покупателей, про которую стоит сказать особо.

Прежде всего подчеркнем, что лизингополучателям техники 5 популярных брендов — Case, Hitachi, Komatsu, Caterpillar и SEM — предоставляется безусловная 5% скидка (после завершения договора за платежную дисциплину плюсуется еще до 2%). А недавно в этот список была включена техника КАМАЗ, поскольку Газпромбанк Автолизинг стал участником программы KAMAZ Finance.

— Скидка на КАМАЗы в данном случае — вообще уникальная для рынка история, так как на эту технику нет скидки даже у кэптивной лизинговой компании, — говорит Лилия Маркова, генеральный директор компании Газпромбанк Автолизинг.

Можно без преувеличения сказать, что Газпромбанк Автолизинг предоставляет покупателям «негосударственную» субсидию, оказывая адресную поддержку покупателям самой популярной (и самой дорогой) техники.

Список самых дорогих переданных за 9 месяцев 2021 года клиентам предметов лизинга возглавили как раз ТС из числа спецтехники. На первом месте экскаватор Hitachi ZX670 стоимостью 42,2 млн руб., на втором — перегружатель асфальта Dynapac MF2500 (39,4 млн руб.), на третьем — автобетононасос СИАЗ-9596 на шасси Scania P-серии с колесной формулой 8x4 (37,1 млн руб.).

Наряду с розничными поставками Газпромбанк Автолизинг за 9 месяцев 2021 года неоднократно осуществлял и оптовые. Среди крупнейших сделок — передача 18 самосвалов на базе Mercedes-Benz Arocs компании «Дальмонтажстрой» на общую сумму 260 млн руб., 23 тягачей и прицепов к ним логистической компании «АЯМтранссервис» (258 млн руб.) и 34 тягачей КАМАЗ-5490 компании «ГЛТ Москва» (213 млн руб.).

Газпромбанк Автолизинг не только запускает новые продукты, но и продолжает региональную экспансию. Список городов присутствия разменял шестой десяток, только в третьем квартале он вырос на 25%.

Ускорению и росту сделок способствует и дальнейшая оптимизации бизнес-процессов в компании. Сегодня уже почти четверть (если быть точным, 24%) договоров подписываются клиентами Газпромбанк Автолизинга при помощи ЭЦП — за год их доля выросла в 5,6 раза. Если сегодня быть вне тренда цифровизации еще возможно, то завтра — уже нет, и поэтому все большее число клиентов оценивают лизинговую компанию по этому критерию в том числе.

Таким образом, несмотря на стремительный рост цен, у покупателей сегодня есть возможность расширить автопарк, не надеясь на госсубсидии. С учетом выгодных акций и возможности сэкономить на первоначальном этапе заключения договора, эта возможность находит все больше отклика как у крупных, так и небольших клиентов, доля которых наряду с ростом экспресс-сделок неизменно растет.