← Дзен

Грузовик на штрафстоянке: кто виноват и что делать?

balakovo24.ru

Опытные водители знают, что причины для отправки транспортного средства, в том числе и грузовика, на штрафстоянку могут быть самыми разнообразными.

Все вопросы задержания и ограничения права передвижения определяются в статье 27.13 КоАП РФ, ч.1, где чётко прописан перечень ситуаций, когда стражи порядка имеют право определить грузовик на штрафстоянку.

Сегодня мы приведём в качестве примеров самые популярные из них, а также расскажем, что делать дальнобойщику после того, как его рабочая лошадка оказалась на штрафстоянке.

Нарушения, за которые грозит штрафстоянка:

  1. Стоянка, парковка в неположенном месте, игнорирование дорожных знаков, касающихся стоянки и парковки.
  2. Отсутствие водительских прав соответствующей категории или документов на негабаритный груз при его перевозке.
  3. Несоблюдение правил перевозки конкретного груза.
  4. Эксплуатация ТС с явными дефектами фар, осветительных приборов.
  5. Эксплуатация ТС с явными дефектами рулевого управления.
  6. Эксплуатация ТС с явными дефектами тормозной системы.
  7. Эксплуатация ТС с явными дефектами комплектующих, препятствующими его эксплуатации.
  8. Отсутствие номерных знаков у ТС.
  9. Плохо различимые номерные знаки у ТС.
  10. Водитель  пребывает в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  11. Отсутствие у водителя документов о прохождении техосмотра транспортным средством.
  12. Перегруз.
  13. Превышение допустимых габаритов.

Когда машина с неисправной рулевой или тормозной системой окажется на штрафстоянке, покинуть её можно будет только после ремонта (ст. 27.13 КоАП «Задержание машины»).  Тогда транспортировать автомобиль на СТО должен будет эвакуатор. После устранения неполадок водитель снова сможет управлять этим автомобилем.

Некоторые шофёры пробуют обжаловать решение об отправке ТС на штрафстоянку, если, к примеру, во время проверки они направлялись в СТО с проблемой, которая стала причиной для наказания.

Инспектор полиции имеет право  отправить машину на штрафстоянку, даже когда в ней никого нет.

Если автомобиль задерживают за нарушение правил остановки или стоянки, но вы подошли к нему до того, как эвакуатор погрузил его и начал движение, вы имеете право самостоятельно переставить его в разрешенное для парковки место. Для этого нужно будет предъявить документы, подтверждающие ваше право на управление задержанным ТС. В таком случае шофёр отделается  штрафом за неправильную парковку, но не будет оплачивать работу эвакуатора, так как по факту спецтехника не задействовалась. Когда эвакуатор  погрузил автомобиль и начал движение, препятствовать ему нельзя.

В отдельных случаях к ТС может быть применена процедура блокирования с помощью специальных устройств в качестве альтернативы транспортировке на штрафстоянку.

Хоть это и не касается грузовиков напрямую, но нужно отметить, что осуществление грузоперевозки на ТС, предназначенном для перевозки пассажиров, также повлечёт за собой отправку автомобиля на штрафстоянку. 

Как забрать грузовик со штрафстоянки?

Забирать автомобиль со штрафной стоянки нужно как можно быстрее. Во-первых, размещение там грузовика обходится перевозчику недёшево, хоть и первый день бесплатный, во-вторых, пока ТС не используется по назначению, перевозчик элементарно теряет деньги.

Кроме того, за долгое время простоя с машиной может случиться какая-нибудь неприятность. К примеру, в петербургском издании "Фонтанка" был описан следующий случай: "Машина несколько месяцев стояла на штрафстоянке и приглянулась кому-то настолько, что он не поленился подделать документы. Как стало известно «Фонтанке», днем 12 сентября в полицию Невского района обратилась 57-летняя петербурженка, работающая уборщицей в медицинском институте. Женщина рассказала, что в период с 6 мая по 2 сентября прошлого года со штрафстоянки на улице Кржижановского был похищен принадлежащий ей тягач Scania 2002 года выпуска. Неизвестный злоумышленник забрал его, предъявив поддельные документы на машину."

Размер штрафов за эвакуацию ТС на штрафстоянку определяется индивидуально. Он зависит о совокупности таких параметров, как удалённость места эвакуации от штрафной стоянки, способ транспортировки, стоимость дополнительных услуг, к которым пришлось прибегнуть во время эвакуации на штрафстоянку и т.д. Если грузовик, отправленный на штрафстоянку, требовал ремонта, то нужно учесть и цену ремонтных работ, без проведения которых забрать автомобиль со штрафстоянки будет невозможно.

Незаконная эвакуация

К сожалению, случаи незаконной эвакуации транспортных средств — как личных, так и использующихся в коммерческих целях коммерческих — тоже имеют место.

К примеру 2 года назад в Саратове разразился большой скандал. Саратовская прокуратура установила, что с поста весового контроля под Красноармейском незаконно эвакуировали более четырёхсот грузовиков! Любопытно, что сами перевозчики назвали эту цифру "каплей в море", так как, по их словам, масштабы нарушений в Области были гораздо шире.

Отличился тогда пункт весового контроля в 7-ми км от Красноармейска. За малейший перевес грузовики здесь отправляли на штрафстоянку, не давая времени на устранение перегруза. При этом, согласно областному законодательству, разрешается устранять перегруз до эвакуации, но из-за дежурящего рядом с постом эвакуатора эта задача становилась невыполнимой.

Многие водители ехали до местных весов всю страну и ни до, ни после проблем у них  не возникало — кроме как на этом пункте.

По словам члена Объединения перевозчиков России (ОПР) из Саратовской области Александр Черевко,  подобные нарушения могли и вовсе фиксироваться из-за неровной поверхности дороги или неточного оборудования.

После выявленного "нарушения" автомобиль моментально увозили на штрафстоянку, эвакуатор дежурил в нескольких сотнях метров от пункта контроля и шофёры не успевали устранить перегруз, хотя имели на это полное право.

Интересно, что процесс эвакуации проходил не без других нарушений. Тягачи эвакуировались прямо в сцепке, а водителям выписывали счёт за две услуги — эвакуацию тягача и эвакуацию полуприцепа, хотя по факту процедура проводилась за один раз. "Масса буксируемого ТС практически всегда в несколько раз превышает массу буксирующего. Нарушаются и весогабаритные параметры, длина может вылезти за 20 метров, превышаются осевые нагрузки. Водителю выписывают счёт на перемещение 2 транспортных средств, как будто бы их переместили отдельно: 18 тысяч за тягач и 12 за прицеп", — комментировал ситуацию председатель Комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты Саратовской области Юрий Хилюк.

Когда общественники попросили сотрудников ГИБДД остановить эвакуатор для проведения проверки, итогом стало составление различных 6 административных протоколов. В частности, внутри перевозимой машины сидел человек, что запрещено, а сам эвакуатор оказался неисправен – из него ручьём вытекало масло. Кроме того, возникли вопросы к документации, где не хватало кое-каких печатей.

Изъятый из-за перевеса груз на штрафстоянке фотографировали, а фото отправляли на многострадальный пункт весового контроля. Использование фото в качестве доказательства возмущало профессиональное сообщество перевозчиков, так как установить точный вес изъятого по фотографии не представляется возможным.

В результате обращений сотен перевозчиков прокуратура провела проверку, которой было установлено, что данный пункт весового контроля не соответствует требованиям законодательства, так как он не оборудован собственной стоянкой, где задержанные машины могли бы пребывать до устранения причин.

Ещё одна распространённая причина незаконной эвакуации — превышение допустимой высоты. Бывает так, что по какой-то причине мягкая кровля загнулась на несколько сантиметров и дальнобойщику не дают быстро исправить недочёт на месте, отправляя машину на штрафстоянку.

Жертвами подобных схем зачастую становятся водители транзитных иностранных фур или россияне, находящиеся вдалеке от своего региона — то есть шофёры, которые по какой-либо причине не могут сразу предать происходящее широкой огласке в случае незаконной отправки ТС на штрафную стоянку.

Роман Кадулин