«Грузоподъёмность КАМАЗа» — один из популярнейших запросов в российском сегменте поисковиков, поэтому мы решили посвятить отдельную статью ответу на этот вопрос, а заодно проследить эволюцию грузоподъёмности автомобилей Камского автозавода с момента его основания до наших дней.
Сегодняшний модельный ряд Камского автозавода включает все самые актуальные разновидности грузовых автомобилей — от бортовых среднетоннажников до самосвалов для перевозки скальных пород.
Самосвалы
Начнём с самосвалов КАМАЗ, так как из всех грузовиков этот вид наиболее часто фигурирует в поисковых запросах пользователей "Яндекс". По данным Wordstat, слово "самосвал" ищут 676 610 пользователей в месяц. Это обусловлено тем, что транспортировка грузов самосвалом актуальна не только для игроков рынка грузоперевозок, но и для конечного потребителя, которому, к примеру, вдруг потребовался щебень в процессе облагораживания дачного участка или частного дома.
Самой минимальной грузоподъёмностью в линейке КАМАЗа обладает самосвал KAMAZ-43255-69 (G5) с колёсной формулой 4x2, она равна 7 750 кг. Далее идут модели KAMAZ-45143-50б, KAMAZ-53605-48 (А5) и KAMAZ-65111-48 (A5) с колёсными формулами 6х4, 4x2 и 6х6 — соответственно, грузоподъёмность которых 11 700 кг.
За ними следуют KAMAZ-65111-50 с колёсной формулой 6х6 и KAMAZ-65115-48 (А5) — 6х4 с грузоподъёмностью 14 000 и 15 000 кг.
Подавляющее большинство в модельном ряде самосвалов КАМАЗ сегодня отдано автомобилям с грузоподъёмностью от 19-ти до 27-ми тонн: это KAMAZ-65201-49 (B5), 8х4 — 19 000 кг; KAMAZ-6522-53, 6х6 — 19 075 кг; KAMAZ-65222-53, 6х6 — 19 575 кг; KAMAZ-6520-49 (B5) и KAMAZ-6520-53, оба — 6х4 по 20 000 кг; KAMAZ-6520-21010-53 ARX, 6х4 — 20 900 кг; KAMAZ-6520-001-49 (B5) ARX, 6х4 — 21 000 кг; KAMAZ-65802-87(S5), 6х6 — 24 800 кг; KAMAZ-6580-87(S5), 6х4 — 25 450 кг; KAMAZ-65201-53, 8х4 — 25 500 кг; KAMAZ-65201-001-49 (B5) ARX и KAMAZ-65201-21010-53 ARX, оба 8х4 — по 27 000 кг.
Особняком держатся гиганты с колёсной формулой 8х4: самосвал КАМАЗ для перевозки скальных пород KAMAZ-65801-T5, 8х4 — 31 040 кг; самосвал-углевоз KAMAZ-65801-Т5 — 31 440 кг, KAMAZ-65801-68(Т5) и KAMAZ-65801-68 (T5) с боковой разгрузкой грузоподъёмностью 32 435 кг.
Седельные тягачи
"Седельный тягач" ищут 87 916 пользователей «Яндекс» в месяц. Среди моделей грузовиков КАМАЗа седельные тягачи занимают второе место по численности.
Понятие "грузоподъёмность" не совсем применимо к седельным тягачам, поэтому в данном случае нужно ориентироваться на предельно допустимую нагрузку на седельно-сцепное устройство.
Самой маленькой допустимой нагрузкой обладают седельные КАМАЗы преимущественно с колёсной формулой 4x2: KAMAZ-5490-68 (T5), KAMAZ-5490-87 (S5), KAMAZ-54901-92, KAMAZ-5490 NEO, KAMAZ-5490 NEO 2, газодизельный KAMAZ-5490 NEO (КПГ) и газовые автомобили KAMAZ-5490 NEO 2. Нагрузка на седельно-сцепное устройство у этих грузовиков варьируется от 10 430 до 11 125 кг. К ним примыкает KAMAZ-53504-50, 6х6 — 12 300 кг.
В серединке расположились: KAMAZ-65116-48 (A5) — 15 500 кг, KAMAZ-65206-68 (T5) и KAMAZ-65206-87 (S5) — оба по 16 750 кг, у всех колёсная формула — 6х4; KAMAZ-65221-53, 6х6 — 17 000 кг; KAMAZ-65209-87 (S5), 6х2 — 17 160.
Настоящие КАМАЗовские рекордсмены по нагрузке на седельно-сцепное устройство имеют колёсную формулу 6х6 и 6х4 — это KAMAZ-65225-53 и KAMAZ-65806-68 (T5), рассчитанные на 22 000 и 23 225 кг соответственно.
Бортовые грузовики
Запрос "бортовой грузовик" ежемесячно набирают всего лишь 11 007 пользователей. К слову, и бортовых моделей у Камского автозавода втрое меньше, чем самосвалов.
Бортовые КАМАЗЫ: среднетоннажники KAMAZ-43502-66 (D5) с колёсной формулой 4х4 и KAMAZ-4308-69 (G5) с колёсной формулой 4x2 грузоподъёмностью 4 370 и 5 730 кг соответственно; модели KAMAZ-5350-66 (D5), 6х6 — 7325 кг, KAMAZ-43253-69 (G5), 4x2 — 7 500 кг, KAMAZ-43118-50, 6х6 — 11 225 кг, KAMAZ-65207-87 (S5), 6х4 — 14 725 кг и KAMAZ-65117-48 (А5), 6х4, грузоподъёмность которого может быть 11 575 или 14 500 кг.
Назад в СССР
Теперь пробежимся по наследию, которое подарил Камский автомобильный завод подарил нам ещё в эпоху Советского Союза, а заодно получим информацию для наглядного сравнения грузоподъёмности КАМАЗов тогда и сейчас.
Для начала вспомним легендарный трёхосный бортовой крупнотоннажный грузовой автомобиль КамАЗ-5320 семейства первого поколения с колёсной формулой 6 × 4, который был первым автомобилем, выпущенным в 1967 году под маркой КамАЗ. Грузоподъёмность КамАЗ-5320, предназначенного в том числе и для постоянной работы автопоездом с прицепом, по разным данным, составляла от 8 000 (10 000) кг "в одиночку" и до 15 305 (20 000) кг с прицепом . Эта модель оказалась настолько актуальной, что с производства была снята только в 2001 году. Также с 1978-го по 2000 год заводом был налажен выпуск удлинённой версии этого бортового грузовика — КамАЗ-53212 ч колёсной формулой 6 × 4 и грузоподъёмностью 10 000 кг.
Первый седельный тягач в истории Камского автозавода — КамАЗ-5410 с колёсной формулой 6 × 4 — был выпущен в 1976 году, а снят с конвейера в 1996-м. Предельно допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство этого тягача равнялась 8 100 кг.
В свою очередь, первым КАМАЗом самосвалом стал КамАЗ-5511 с грузоподъёмностью 10 000 кг, появившийся на свет в 1977 году и выпускавшийся до 1997-го. К 1989-му у него появился "младший брат" КамАЗ-55111, грузоподъёмность которого была увеличена до 13 000 кг. На первом этапе на родство КамАЗ-5511 и КамАЗ-55111 указывали не только номер модели с общей колёсной формулой 6 × 4, но и одинаковые кабины.
Долгое время большегрузные по современным меркам автомобили на территории СССР были неактуальны, так как в СНиП от 01.07.1963 (Глава 3, Часть II, раздел К) "УЛИЦЫ, ДОРОГИ И ПЛОЩАДИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ" был утверждён проезд транспортных средств с нагрузкой на ось не более 6 тонн. Но когда в стране накопился большой опыт эксплуатации грузовиков, в том числе и КАМАЗов, появился упомянутый выше 10-тонный бортовой КамАЗ‑53212 полной массой 18,4 тонны, с нагрузкой на ведущие оси по 7 тонн.