← Дзен

Самый длинный: особенности национального автопоезда

Фото: pikabu.ru

Как это комично бы ни звучало, но автопоезд — понятие очень растяжимое, так как относится оно не только к грузовикам. В каждой стране есть свои правила, касающиеся масштабов и передвижения автопоездов: где-то они пожёстче, где-то более гибкие. Поэтому однозначно ответить на вопрос — какой он, самый длинный автопоезд мира, достаточно непросто. Кроме того, непонятно — стоит ли считать полноправными рекордсменами длинные автомобильные поезда, созданные не для перевозок, а исключительно ради забавы. Тем не менее общее представление из информации о самых больших и длинных дорожных поездах, которую можно найти в Интернете, получить можно.

Не человек и пароход, но автомобиль и поезд

Автопоезд (он же — автомобильный поезд) — это многозвенное комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача с прицепом (прицепами) или полуприцепом (полуприцепами). То есть под определение автопоезда подпадает любой тягач, везущий за собой хотя бы с один прицеп или полуприцеп. Если во главе автомобильного поезда находится седельный тягач, то это седельный автомобильный поезд, если обычный — прицепной.

Причём понятие «автопоезд» встречается не только в грузовом транспорте, но и в пассажирском. Один из самых простых примеров, хорошо знакомый жителям больших городов и посещающим их туристам, автобус с «гармошкой» — это сочленённый автопоезд, так как у его вагонов общий салон. Многовагонные же пассажирские автопоезда, состоящие из нескольких отдельных вагонов, называются прицепными — по аналогии со своими грузовыми «собратьями». Более того, автопоездами считаются даже прогулочные и детские «паровозики», курсирующие по дорожкам парков. Также возможно создание автомобильных поездов с легковым автомобилем, выступающим в роли тягача.

Фото: lenta.ru

Всё смешалось: люди, кони, лодки, машины

Изобретателем самого первого в мире автомобильного поезда принято считать создателя знаменитой американской корпорации Fruehauf Августа Чарльза Фрюхауфа.

Работая в молодости помощником кузнеца, он так хорошо освоил ремесло изготовления и ремонта экипажей, что уже через пару лет открыл собственную кузницу. Фрюхауф быстро прославился на всю Америку большим мастерством работы с легкими и тяжелыми фургонами, конными грузовиками различных типов.

В 1914 г. к Августу обратился клиент по имени Фредерик Сибли с безумной по тем временам просьбой. Он захотел перевезти лодку при помощи своего автомобиля Ford Model T. Мужчина был предпринимателем, занимался пиломатериалами, и каждая минута была у него на счету, поэтому транспортировать плавсредство на лошадях, что отняло бы как минимум несколько дней, категорически не желал. А чтобы идея осуществилась, нужно было создать некое подобие грузовика.

fordmodelt.net

Фрюхауф со своим компаньоном Отто Нойманом решили подумать над тем, как помочь состоятельному клиенту. В итоге с автомобиля Ford было снято заднее сидение, а фургон лишился передней оси, что позволило крепить прицеп к верхней части шасси автомобиля. Так появился полуприцеп.

Импровизированный грузовик с полуприцепом успешно отбуксировал лодку к месту назначения, но на это было только начало истории. Сибли настолько впечатлился, что тут же заказал у Августа трейлеры для перевозки пиломатериалов. Трейлеры Фрюхауфа быстро привлекли новых заказчиков, и к 1918 году он основал компанию Fruehauf Trailers Company. Эта большая удача навсегда изменила мир грузоперевозок.

Особенности национального автопоезда: ищем самый длинный

В ПДД России автопоезд трактуется как механическое ТС, сцепленное прицепом или прицепами, где под механическим транспортным средством следует понимать ТС-тягач. Прицепом же считается ТС, не имеющее двигателя, но предназначенное для движения в составе с механическим ТС, в том числе классический прицеп, полуприцеп и прицеп-роспуск.

Ещё со времён СССР у нас начали проектировать военные автопоезда для транспортировки ракет. Сегодня своими масштабами поражают многозвенные автопоезда для перевозки руды, созданные подмосковной компанией «Тонар». К примеру, полноприводный «Тонар-7502» с колёсной формулой 6×6 из тягача и двух самосвальных полуприцепов с боковой разгрузкой. Полная масса автопоезда составляет 199 тонн, длина в сцепке — 28 589 мм, а грузоподъёмность — 126 тонн. Этот автомобиль оснащён турбодизелем Cummins объёмом 18,9 литра и мощностью 760 л. с. Выезд на трассы общего пользования в России этому гиганту запрещён.

В США исторически сложилась практика частных грузовых перевозок на автопоездах на основе седельных тягачей с полуприцепами, к которым присоединяется ещё один или несколько прицепов. Существуют целые сообщества владельцев таких автопоездов. Также на американских дорогах можно встретить целые конвои из десятков автопоездов, тянущихся на сотни метров.

googleusercontent.com

Тем не менее слава страны дорожных поездов досталась Австралии, где автомобильные поезда могут состоять из семи прицепов, рассчитанных на перевозку до 190 тонн грузов. Таким образом, у нас есть все основания полагать, что звание самых длинных автопоездов по праву принадлежит австралийским грузовикам.

Это обстоятельство простимулировало появление нового национального развлечения австралийцев — создание длиннейших автомобильных поездов.

В австралийском Квинсленде в 2006 году свои 140 метров славы проехал водитель грузовика Mack Titan Джон Аткинсон, потянув за собой 112 прицепов общим весом 1 300 тонн. Состав готовили к поездке целых 6 часов.

fotocdn.net

В 2006 году предшественник Аткинсона по имени Стивен Мэттьюз в городе Калгури прокатился на автопоезде с 79-ю прицепами общей массой 1072 тонны, во главе которого был грузовик Kenworth C501T. Причём его поездка составила более 8-ми километров.

Роман Кадулин