← Дзен

Что контролирует Ространснадзор по тахографу?

https://70.xn--b1aew.xn--p1ai/

Прежде чем платить штраф, стоит разобраться с полномочиями — а для этого нужно знать ответы на несколько вопросов.

КТО осуществляет контроль: ГИБДД или Ространснадзор?

КАКУЮ перевозку осуществляет водитель: международную или внутреннюю?

ЦЕЛЬ перевозки: предоставление услуги или для собственных нужд?

ГДЕ проводится контроль: место проведения контроля?

ЧТО делать после контроля: оспаривать или нет?

Логичный вопрос – а зачем так много вопросов?

Это нужно всего лишь для того, чтобы разобраться с полномочиями сотрудников надзорных органов!

А для чего разбираться с полномочиями?

Исключительно для осознания справедливости наказания и возможности опротестовать взыскание!

Если такие мелочи, как штраф, перевозчику неинтересны, и он готов оплатить штраф, не заморачиваясь правомерностью действий инспектора, то дальше можно не читать и ответами на вопросы не забивать голову!

Для тех, кто хочет быть уверен, что наказание справедливо и его права, как гражданина и законопослушного налогоплательщика, не нарушены, полезно будет разобраться в вопросе полномочий сотрудников надзорных органов при проведении контроля в дорожных условиях.

Но возникает справедливое возмущение – а попроще нельзя было сделать процедуру, без такого количества вопросов? Конечно, можно! Но у Минтранса не получилось. Возможно, «что-то не так в консерватории», как говорил Жванецкий!

Начнем с первого вопроса! Кто вас остановил? ГИБДД или УГАДН?

С чем связан этот вопрос – очень просто: вопрос связан с разделением полномочий между этими ведомствами!

Так вроде бы раньше не было этого разделения полномочий – кто остановил, тот и оштрафовал, да и сейчас ничего не изменилось!

Хочу огорчить всех участников процесса – разделение было и было установлено Федеральными законами РФ, НО не соблюдалось! А почему теперь возник этот вопрос?

Потому что с 01 июля 2021 года разделение полномочий прописали в законе прямым текстом – в надежде, что это будет все же соблюдаться, правда пока на это НИКТО не обратил внимания!

НО сути это не меняет – ПОРА все ставить на рельсы закона, и ВСЕ, в этом случае, зависит от позиции перевозчика – захотят, всех поставят в рамки закона, не захотят, все останется по понятиям!

Куда смотреть?

В первоисточник требований, в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», в статью о полномочиях надзорных органов -

«Статья 30. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения

… 3. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения являются:

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, …, обязательных требований в области безопасности дорожного движения:

к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, … и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);»

Нормативные правовые акты не оперируют простыми и понятными словами, поэтому поясняем, что:

  1. 1) «федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения» - осуществляет ГИБДД (Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1101);
  2. 2) «федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте» - осуществляет Ространснадзор (Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1043).

Из этого следует, что ГИБДД проверяет соблюдение тех обязательных требований, которые не проверяет Ространснадзор. Это и есть разделение полномочий между надзорными органами.

И, самое важное, это разделение напрямую прописано в законе и никаких измышлений не содержит!

Теперь становится понятно, с какой целью задавался вопрос: кто вас остановил ГИБДД или Ространснадзор?

Потому что предмет проверки у них будет разным и водителю нужно готовиться к проверке наличия соответствующих нарушений.

Осталось определить, соблюдение каких конкретно обязательных требований уполномочены проверять сотрудники Ространснадзора?

Если усердно поковыряться в нормативной базе, то можно обнаружить, что для Ространснадзора полномочия устанавливает Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Когда мы разберемся в этих полномочиях, станет понятно, почему в начале статьи мы задавали так много вопросов – потому что от ответа на эти вопросы зависят полномочия каждого из надзорных органов.

Итак, смотрим в текст Устава:

«Статья 3.1. Контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве …

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение: …

6) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок: …

д) к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов); …

8) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:

… б) к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, …, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

… е) к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, …, а также по месту нахождения контролируемых организаций

Теперь нужно посмотреть: на кого распространяется Устав, иными словами, для кого установлены и кого касаются эти самые обязательные требования?

Ответ на это вопрос дает статья 1 Устава:

«Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом ….»

А теперь переведем на бытовой язык!

Статья 1 дает нам понимание, что требования возникают только при оказании услуг! Это означает, что если договорных отношений при выполнении перевозки у перевозчика нет, то и Устав к нему не предъявляет обязательных требований. И, как следствие, Ространснадзор в этом случае не имеет полномочий выполнять контроль. Из этого делаем первый вывод: если предоставляется услуга, то полномочия у Ространснадзор возникают, если перевозка выполняется без договорных отношений, то контроль осуществляют органы ГИБДД.

Это был ответ на вопрос: зачем нам знать цель перевозки – услуга или для собственных нужд?

Теперь определяем перечень обязательных требований, которые проверяет Ространснадзор, в случае предоставления услуги по перевозке:

  1. Проверка соблюдения требований ЕСТР по соответствию контрольного устройства и соблюдению режимов труда и отдыха в отношении водителя, должностного лица, юридического лица и индивидуального предпринимателя. Это все указано в статье 3.1 пункте 2, подпункте 6, литере «д»;

  2. Проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований к организации мероприятий по соблюдению режима труда и отдыха водителей. Это все указано в статье 3.1 пункте 2, подпункте 8, литере «б»;

  3. Проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований к организации мероприятий по оснащению транспортных средств тахографами. Это все указано в статье 3.1 пункте 2, подпункте 8, литере «е».

По этим пунктам требуется дать несколько пояснений:

В отношении пункта 1 стоит учесть следующее: при международной перевозке услуга по перевозке действует во время всего рейса и включает путь обратно в страну начала перевозки. Поэтому не играет роли в каком направлении движется водитель к получателю услуги или возвращается на место базирования – в любом случае он контролируется Ространснадзором. Ситуация изменится в том случае, если будут осуществляться каботажные перевозки по территории РФ, тогда путь обратно к месту базирования может выпадать из определения международной перевозки, и тогда, возможно, внутренний рейс будет контролироваться ГИБДД, но это зависит от формулировок закона, регулирующего каботажные перевозки.

Вывод: ГИБДД не контролирует международные перевозки в части контроля режимов труда и отдыха водителей и соответствия контрольного устройства требованиям ЕСТР, этот контроль осуществляется Ространснадзором!

В отношении пункта 2 стоит учесть следующее: требование не действует в отношении водителей, требование адресовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Мало того, требование предъявляется «к организации мероприятий», то есть некоторых действий, в результате которых будут соблюдаться режимы труда и отдыха. Это могут быть различные действия или бездействия, которые приведут или уже привели к нарушению водителем режимов труда и отдыха, например, задание на перевозку с такими показателями, которые невозможно выполнить, соблюдая установленные нормы по времени управления и отдыха.

Что из этого следует?

Если сотрудник Ространснадзора остановил водителя, то он, во-первых, должен убедиться, что перевозка выполняется в рамках предоставления услуги и, во-вторых, собирать данные не в отношении водителя, а в отношении работодателя. А кто же тогда будет проверять водителя или контролировать перевозку, выполняемую не в качестве услуги? Этот контроль является прерогативой ГИБДД.

Запутано?

Однозначно – да! Но что есть, то есть, и с этим придется жить и работать!

В отношении пункта 3 стоит учесть следующее: требование не действует в отношении водителей, требование адресовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Мало того, требование предъявляется «к организации мероприятий», то есть некоторых действий, в результате которых транспортные средства будут оснащены тахографами. Это требование не касается такого правонарушения водителя, как управление без тахографа, или правонарушения должностного лица при выпуске на линию без тахографа, или соблюдения правил использования тахографа, это требование касается только единственного состава правонарушения: не оснащения тахографом, и контролируется только в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Следовательно, сотрудник Ространснадзора должен собирать доказательства вины в отношении юрлиц и ИП в части не оснащения их транспортных средств тахографами и наказывать только указанных субъектов права и только в случае осуществления перевозки в порядке предоставления услуги.

А кто же уполномочен проверять водителя, или должностное лицо, или в отношении выпуска на линию, или в отношении соблюдения правил использования, или выполнение перевозки не в порядке предоставления услуги – это все входит в полномочия ГИБДД. Еще запутанней, конечно!

И в заключение!

Где Ространснадзор может осуществлять процедуры контроля?

Только в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, а также по месту нахождения контролируемых организаций.

Что же водителю стоит запомнить из данной статьи?

А запомнить стоит то, что сотрудники Ространснадзора могут оштрафовать водителя не за все нарушения, предусмотренные в КоАП! В основном нарушения контролируются сотрудниками ГИБДД! Поэтому в большинстве случаев сотрудники Ространснадзора должны приглашать сотрудников ГИБДД для наложения взыскания на водителя. А вот в случае международной перевозки при проверке соблюдения требований ЕСТР, наоборот, сотрудники ГИБДД не имеют полномочий для осуществления контроля.

У законодателя получилась очень запутанная история, в которой не разберется и сам автор данных законов, но его и не штрафуют за нарушения!

Статья предоставлена Ассоциацией АТЭС, Президент Ассоциации – Тарас Коваль.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.