← Дзен

Как у перевозчиков крадут топливо и что с этим делать?

finobzor.ru

Несмотря на распространение телематики, перевозчики до сих пор не смогли решить проблему хищения топлива. Сегодня транспортные компании теряют сотни тысяч рублей из-за недобросовестных водителей.

О том, как выявить и пресечь нарушения нам рассказал генеральный директор компании «Километраж» Давид Нагдалян.

Здравствуйте, Давид! Расскажите о проблеме: как именно водители крадут топливо и насколько это распространено?

— Простой пример: водитель оплатил 300 литров топлива, а залил в бак 270: остальное – в канистру или в соседнюю машину.

Это, конечно, не единственный способ. Мошенничество постоянно эволюционирует, водители придумывают новые схемы. Когда они заправлялись за наличные, всё было просто: покупали дешёвое некачественное топливо, на заправке брали чек на хорошее, разницу оставляли себе.

Затем появились топливные карты: водители начали заправляться где положено, но помимо своей заправляли и другие машины. Перевозчики начали отслеживать транзакции и лимитировать топливо, но водители подстроились: с одной транзакции часть горючего уходила в бак, часть — в канистру.

Появились датчики уровня топлива, но и с ними научились бороться: лист фольги кладут в топливный бак или просто отключают питание датчика. Тогда он будет передавать неверные данные или возникнет впечатление, что датчик сломан. Не каждый руководитель захочет связываться с ремонтом, многие просто перестают обращать внимание на показания датчика, и водители продолжают сливать топливо.

Такие случаи происходят повсеместно: отличаются только масштабы воровства — где-то больше, где-то меньше.

Повсеместно — значит, практически в любой компании?

— Да. Некоторые наши клиенты утверждали, что у них просто не может быть недоливов, но впоследствии выяснялось, что они ошибались. Водителю не обязательно сливать сотню литров разом: недоливы часто бывают небольшими, но регулярными.

Вот статистика относительно одной транзакции. Это столичная компания, в автопарке которой 600 машин. Казалось бы, 8 литров топлива — ерунда, но за месяц набегает более 200 литров, и перевозчик теряет 10 тысяч рублей с одного автомобиля.

Почему так происходит?

— Отчасти из-за того, что отношение к таким злоупотреблениям у нас очень терпимое. Считается нормальным, когда сотрудник пекарни или колбасного цеха уносит домой хлеб и колбасу. То же самое с водителями.

Удивительно, но некоторые руководители так и рассуждают: "Мы платим водителям по 30 тысяч рублей, ну как им не сливать топливо?".

Cливают топливо и в компаниях с хорошими условиями труда, с зарплатами выше средних. Эта проблема актуальна для любого перевозчика.

Как с ней бороться?

— Есть всего два инструмента для контроля топливных расходов: платёжные карты (или их электронные аналоги) и датчики уровня топлива. Карты позволяют выставить лимиты и контролировать расходы. Датчики показывают текущее количество топлива в баке, регистрируют сливы и заправки.

Друг без друга эти инструменты не работают — они не дают полной информации. Картой можно оплатить топливо, но чтобы убедиться, что всё оплаченное горючее попало в бак, нужны показания датчика.

Сегодня почти все перевозчики используют топливные карты или аналогичные решения, у многих есть датчики — и тем не менее топливо крадут.

— Да, потому что сопоставление информации — очень трудоемкая задача. Если у вас 20 машин, то ежедневно придётся сверять данные 20 транзакций с показаниями датчиков. На это нужно время. А если машин больше? Некоторые компании с большими автопарками нанимают сотрудников, которые этим занимаются. Зарплата такого специалиста — не менее 50 тысяч рублей, и он тоже может ошибаться, ведь человеческий фактор никто не отменял.

Поэтому мы разработали аналитический инструмент для контроля топлива. Это облачный сервис, который позволяет управлять автопарком в реальном времени: создавать отчёты, выставлять лимиты, разделять бюджеты, добавлять и блокировать карты.

А если пользователь интегрирует его с системой мониторинга, то данные транзакций и датчиков будут сопоставляться автоматически. Сервис сообщит, если возникнет разница между оплаченным и заправленным топливом.
Пример отчёта.

Если система зафиксирует разницу, значит, виноват водитель?

— В большинстве случаев, но не всегда. Разница может говорить о мошенничестве со стороны АЗС или о неисправности топливных датчиков — в любом случае это очень важная информация для владельца транспорта.

Система выявляет и другие нарушения — например, повторные заправки, заправки разными видами топлива, несовпадения местоположение АЗС с координатами автомобиля.

О таких сервисах мы ещё не слышали. Вы первопроходцы?

— На рынке есть похожие предложения, но мы с уверенностью можем сказать, что это единственный сервис, который позволяет провести бесплатный аудит расходов автопарка — и на основе полученных данных принять для себя решение, подходит сервис клиенту или нет.

Если у клиента есть автопарк, если он пользуется топливными картами и телематикой, наше приложение позволит ему установить тотальный контроль над расходами без больших затрат.

А ещё это удобный инструмент для работы с транзакциями: их можно фильтровать и сортировать по разным признакам, не скачивая отчёт. Веб-приложение отлично работает и на компьютерах, и на мобильных устройствах.

Узнать больше о сервисе можно на сайте компании «Километраж»