Описание, параметры и ключевые особенности распространённой карьерной машины.
Экскаваторы уже десятки лет являются самой востребованной техникой для добычи полезных ископаемых в карьерах. А первое место по популярности среди этих механизмов принадлежит экскаватору ЭКГ-5А — специализированному полноповоротному устройству, улучшенному варианту машин аналогичного типа, выпускавшихся с 1980 года екатеринбургским «Уралмашзаводом».
Аббревиатура ЭКГ расшифровывается как «экскаватор карьерный гусеничный». Следующая после нее цифра указывает вместимость ковша устройства в кубометрах. Остальные индексы сообщают вариант модернизации или код производителя. В названии ЭКГ-5А буква «А» означает первую модернизацию.
В основном это мощное спецустройство используется для выемки и погрузки в самосвалы тяжелых горных пород, однако оно применяется и при землеройных работах тяжелого грунта и твердых фракций. При этом машина отличается динамической управляемостью, а ее техническое обслуживание и сервис проходят без особых сложностей. Поэтому ЭКГ-5А востребован во многих сферах, в том числе в металлургии, угольной и горнорудной промышленности, в строительной сфере для проведения земляных работ.
Сейчас производством модели занимается «Уральский завод горных машин» (УЗГМ, «Уралгормаш»). Первый экскаватор ЭКГ-5А УЗГМ был выпущен в 2014 году.
Основные части ЭКГ-5А
Говоря об его устройстве, экскаватор ЭКГ-5А грубо называют карьерной полноповоротной лопатой с гусеничным ходом. Если подробнее, то техника состоит из поворотной части, которая включает поворотную платформу, и рабочего оборудования.
На поворотной платформе экскаватора монтированы:
- подъемная и стрелочная лебедки;
- двуногая стойка;
- два поворотных механизма;
- электрооснащение;
- кузов;
- пневмосистема.
В правой части платформы экскаватора расположена кабина машиниста.
К рабочему оборудованию относятся:
- роликовый круг;
- ходовая тележка, включающая нижнюю раму;
- ходовой механизм;
- пара гусеничных рам с колесами и гусеничными цепями;
- зубчатый венец.
Для защиты механизмов на платформе экскаватора они закрыты кузовом. Но на его кровле есть съемные панели, чтобы упростить ремонт или монтаж.
Рабочее оснащение устройства — стрела с двуногой стойкой и напорным механизмом, ковша, его рукоять и механизм открывания. Нижний конец стрелы поддерживает подпятник поворотной платформы, а верхний держится благодаря канатному полиспасту.
Большинство частей и механизмов имеют блочную конструкцию и взаимозаменяемы. Благодаря этому ремонт машины можно проводить по наиболее прогрессивному методу — агрегатно-узловому. Кроме того, так как ЭКГ-5А является модификацией выпущенных до него «Уралмашзаводом» экскаваторов, их детали могут быть использованы при ремонте модели 5А.
Особенности ковша
Ковш ЭКГ-5A состоит из передней стенки с пятью съемными зубьями, изготовленными из высокомарганцовистой стали, из задней стенки, обоймы с уравнительным блоком, коромысла и днища. С последними корпус ковша соединяется пальцами.
Рукоять ковша состоит из двух сварных балок прямоугольного сечения, сделанных из листов низколегированной стали.
Технические характеристики ЭКГ-5А
- Вместимость основного ковша — 5,2 м3;
- Вместимость сменных ковшей — 3,2; 4,6; 6,3; 7 м3;
- Наибольший радиус черпания — 14,5 м;
- Наибольшая высота черпания — 10,3 м;
- Наибольший радиус выгрузки — 12,65 м;
- Наибольшая высота выгрузки — 6,7 м;
- Расчетная продолжительность цикла на угол 90° — 23 с;
- Скорость передвижения по горизонтальной площадке — 0,55 км/ч;
- Длина гусеничной ленты — 900; 1 100; 1 400 мм;
- Номинальная мощность сетевого двигателя — 250 кВт;
- Рабочая масса — 196 т.
Важные конструктивные особенности ЭКГ-5A
- Канат для подъема ковша имеет автоматическое выравнивание.
- Стрелоподъемная лебедка, которая упрощает монтаж и ремонт.
- Реечный напорный механизм с цельносварной стрелой и двухбалочной рукоятью для более эффективной отработки скальных забоев.
- Сварно-литой ковш с самозатягивающимся креплением зубьев.
- Автоматическая смазочная система для снижения расходов на техническое обслуживание экскаваторов.
- Главные металлоконструкции — нижняя и поворотная рама, стрела и рукоять — сделаны из легированного проката. Это значительно повышает надежность устройства даже при работе в тяжелых горно-геологических и климатических условиях.
- Вентиляционные установки, которые поддерживают нагнетание воздуха в кузов.
- Главные механизмы экскаватора снабжены индивидуальным регулируемым электроприводом.
- Зубчатые передачи и ковш сделаны из высоколегированных износостойких материалов для бесперебойной и безопасной работы техники при высоких нагрузках.
- Для снижения расхода топлива устройство оснащено узлом полуавтоматического управления копанием. Кроме того, это облегчает работу оператора и уменьшает влияние человеческого фактора.
- Автоматически открывающееся дно, которое позволяет избежать контакта ковша и рукоятки.
- Гусеницы открытого типа отличаются широким расстоянием, благодаря которому можно легко производить ремонт и диагностику экскаватора.
- Для устойчивости стрела машины закреплена к поворотной платформе боковыми тягами.
Устройство кабины оператора
При разработке экскаватора ЭКГ-5А особое внимание уделили эргономичности кабины машиниста. Его сиденье обеспечено виброизоляцией и принимает любое положение. Кабина предусматривает звуко- и теплоизоляцию и отделана декоративным пластиком. В экскаваторе установлены небьющиеся стекла с противосолнечным фильтром, а свободного места в кабине хватит для электропечи и вентилятора.
Последующие экскаваторы ЭКГ
Модификация ЭКГ-5В оснащен ковшом со специальными пневмоударными отбойными зубьями. Они легко справляются с твердым грунтом и скальными породами, что позволяет не использовать другую спецтехнику
Модификация ЭКГ-5Д с более широкими гусеничными лентами и специальной системой для контроля работы в удаленном режиме. Главная особенность экскаватора — несколько дизельных моторов и бак, который вмещает 3 800 л дизельного топлива, благодаря которым можно проводить работу сутки без перерыва.
Модификация ЭКГ-5А-УС отличается удлиненным рабочим оборудованием для выемки уширенных заходок в карьерах и специальным ковшом с рабочим объемом 4,6 м3. Экскаваторы ЭКГ-5А-УС способны погружать горную породу в транспортные средства, габариты которых намного больше многих карьерных самосвалов.