Рынок запчастей и устройств, необходимых водителям легкового и грузового транспорта, заполнен контрафактом. Покупатели всё чаще сталкиваются с подделками, произведёнными в России.
Большинство автолюбителей и даже профессионалов сталкиваются с контрафактом при приобретении запасных частей, материалов и комплектующих. В формулировках законодательства «контрафакт» — это товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. То есть всё, что можно охарактеризовать, как нарушение интеллектуальной деятельности, приводящее к нарушению исключительных прав. Контрафакт, как бизнес — это продажа товаров и услуг похожих на раскрученную марку или обладающую эксклюзивной и дорогой сертификацией при намного меньших затратах при производстве и продаже, чем у оригинала. Как правило, контрафакт технологически и по качеству уступает оригиналу. Во многих случаях покупатели в погоне за низкой стоимостью не обращают внимания на оригинальность продукции или не предполагают, что приобрели контрафакт. Для большинства контрафакт ассоциируется с импортом товаров, в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии. Но жизнь не стоит на месте и к импортному контрафакту добавляется внутренний.
Конечно, предусмотреть все случаи, чтобы не нарваться на контрафакт, предусмотреть невозможно. Всякий раз, совершая покупку, сложно или даже невозможно проверить подделка это или оригинал. Но если при приобретении товаров, в первую очередь связанных с безопасностью, возникают малейшие сомнения или имеются подозрения в нечистоплотности продавца, есть смысл более внимательно подойти к вопросу покупки.
Особую опасность представляет контрафактная продукция, которая похожа на товары, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения. И уж тем более, если такие товары используются для перевозки организованных групп детей или опасных грузов.
Выпуск и продажа подделок стимулируется относительно простой процедурой получения статуса лаборатории по добровольной сертификации продукции. Такая лаборатория с радостью и за небольшое вознаграждение нарисует сертификат о соответствии изделия ГОСТу, который к моменту сертификации может быть отменён. Будет ли рядовой покупатель выяснить действительность подтверждающего сертификата — вопрос риторический. Априори не доверять красивой бумаженции, содержащей номера, ссылки, протоколы — нет оснований. Не доверять сертификатам значит подорвать доверие ко всей системе сертификации. Но и слепо верить сертификатам не стоит, особенно если устройство должно иметь обязательный сертификат, а вам предлагают добровольный.
В эпоху информатизации, цифровизации и повсеместного интернета можно и нужно зайти на сайт компании, заявленной, как изготовитель изделия. Посмотреть, есть ли изделие, которые вы собираетесь купить, в линейке выпускаемой продукции. Спросить у «мирового разума» — поискать в интернете — отзывы об изделии и о продавце.
В конце концов, можно просто позвонить в компанию, которая заявлена как изготовитель изделия и спросить, действительно ли это их продукция.
Если у вас возникли сомнения в легитимности продукции, не стоит молчать. Обязательно надо сообщить об этом заинтересованным лицам. Этим вы либо развеете свои сомнения, либо спасёте чьи-то здоровье и жизнь, если речь идёт об изделиях и оборудовании используемых в потенциально опасных областях деятельности.
Возможен вариант, когда договор купли-продажи подписан, деньги уже перечислены, а у вас появляется информация о контрафакте. Продавец может приводить самые неожиданные доводы. Например, для убеждения покупателя показывать информацию с проводимых им мероприятий, в которых принимают участие контрольно-надзорные органы, утверждая при этом: разве уважаемые государственные структуры согласились бы работать с нами, если бы мы выпускали контрафакт? Доверять стоит только прямой информации, поэтому оказавшись в подобной ситуации, вспомните наши рекомендации о проверке.
В нашей стране общие советы почти ничего не стоят. Ценностью обладают конкретные примеры, особенно с раскрытием названий участников. Вот вам совсем свежий пример.
В России всего два официальных сертифицированных производителя устройств ограничения скорости (УОС), которые используются на транспортных средствах, осуществляющих перевозку организованных групп детей и опасных грузов. С одним из этих производителей — ООО «Лэда-СЛ» — недавно произошел вопиющий случай. Компания выявила факты распространения контрафактных устройств ограничения скорости «Сателит 116». Россия — страна большая, поэтому контроль, выявление и поиск контрафакта — процесс долгий и нелегкий. При обнаружении подделки своей продукции требуется время на техническую экспертизу и оперативные действия контрольных органов. В результате на это время производителю пришлось приостановить выпуск данной продукции. А производители и продавцы контрафакта ООО «Сателит» и ООО УДБ «БАРС» (обе компании из г. Казани) продолжают успешно выпускать и продавать контрафакт, в сертификате к которому в качестве изготовителя указано ООО «Лэда-СЛ».
К сожалению, обязательные технические требования со стороны государства по оснащению транспортных средств специальными устройствами начали приводить к распространению контрафактной продукции. АТЭС настоятельно рекомендует перевозчикам быть особенно внимательными при приобретении любого устройства, наличие которого является обязательным.
Ассоциация Транспортных Экспертов и Специалистов