Владелец небольшой транспортной компании, автор блога "Перевозчик 116" Константин – о проблемах, с которыми столкнулся во время работы с наёмными водителями.
— Заехал оплатить стоянку: здесь стоит разбитый полуприцеп, ждёт, пока у меня руки до него дойдут. Прицеп хороший, но случилось так, что положили. Если в норму приводить, думаю, 200 с копейками тысяч в него вложить придётся. Он дождётся своего.
Я собственник, у меня небольшой парк. К технике, наверное, нельзя относиться с душой; всё-таки это железо. А я отношусь, и хочу донести своё видение. Водители, будет негатив! Но это моё личное мнение – с той башни, на которой я нахожусь. Полностью жизни водителя я не знаю и сужу со своей колокольни.
Представим, что у вас есть квартира – и в ней одна комната, которую вы хотите сдавать.
Важно, чтобы съемщик был платежеспособный. Чтобы смотрел за мебелью и техникой, не гадил, не пакостил и не водил женщин лёгкого поведения. Казалось бы, квартиросъемщиков должно быть много, а по факту пул совсем небольшой, ведь многие покупают или берут в ипотеку своё жильё. Наконец, квартиросъемщик найден: на первый взгляд вменяемый, работает, платить будет.
Однажды вы приезжаете в квартиру и видите, что к висящему на стене плазменному телевизору саморезами прикреплён стакан с карандашами. На резонное замечание съемщик отвечает: "Мне так удобнее".
Каждые три месяца на балконе лопаются стёкла. Почему? Хулиганы, жара, кривая рама. Такие траты на квартиросъемщика не повесишь: стёкла приходится менять за свой счёт. В очередной визит вы обнаруживаете ламинат, прожжённый сигаретой или поцарапанный гвоздём. Приходится смириться с бахромой на окнах: ну ладно, украшательства это хорошо…
Через полгода вы узнаёте, что в комнате сломана кровать. А через год из-за сломавшегося крана или засорившейся раковины затапливаете соседей, и вашей страховки (а вы предварительно застраховались!) не хватает для возмещения ущерба.
Прошло полтора года. Вы распрощались с этим квартиросъемщиком: слишком уж много хлопот. Находите следующего, а сами уже паникуете: на фоне стоимости комнаты в большом городе (1,5-2 млн рублей) и расходов на амортизацию 8-10 тысяч в месяц, которые она приносит, кажутся копейками.
Вы снова куда-то уезжаете и вдруг звонок. Заселившийся квартиросъемщик говорит:
— Пожар!
— А почему?
— Я решил засунуть скрепку в розетку и посмотреть, что произойдёт. Потушили, хотя соседей залили. Нормально, отремонтируем!
А вы полгода назад разорились на подвесной потолок, вставили хорошее освещение – и всё к чертям сгорает. Опять лопается окно. Вы снова встречаетесь с неприятностями и оказываетесь на моём месте.
Это ваша квартира, вы договорились с квартиросъемщиком, но в любой момент он может позвонить и сказать – я решил засунуть скрепку в розетку. И каждый раз ты ждёшь, что кто-то вкрутит тебе саморезы в плазму. Ты готов к тому, что раз в два-три месяца тебе будут ломать кровать.
Ужас в том, что тебе могут и лапшу на уши повесить, а в конце ты узнаешь, что в комнате живут клопы: всю мебель надо выкидывать и делать капремонт.
Это моё ощущение бизнеса в грузоперевозках, перенесённое на недвижку. Почему на недвижку? Так проще объяснить: возможно, кто-то из водителей, работающих у частника, сможет поставить себя на моё место и что-то понять.
Конечно, у медали есть и обратная сторона. Бывают ответственные квартиросъемщики, которые заселяются в убитую комнату и приводят её в порядок. Но таких 5-10%. И если продолжить сравнение с грузоперевозками – такие квартиросъемщики обычно откладывают деньги, чтобы рано или поздно купить свою комнату и начать двигаться дальше.
Встречаются и пакостники, которые даже не амортизируют, а просто уничтожают комнату. Вставляют скрепки в розетку, сверлят технику, коптят вам потолок газовой плиткой, отказываясь готовить на кухне и под конец что-нибудь сжигают. Таких, кто будет жить и ничего не ломать, найти очень-очень сложно.
Это мой личный опыт: в 80% случаев водитель, садясь за руль, начинает планомерно уничтожать машину. Почему я так сужу? Потому что знаю, что если бы я водил свою личную машину, то относился бы к ней более бережно.
Кто-то скажет, что дело в мотивации, но мотивация у меня выстроена согласно рынку.
Я считаю, что объективно оценивать ситуацию и рассуждать, кто прав, а кто виноват имеет право лишь тот, кто долгое время работал водителем, заработал на свой транспорт, купил несколько грузовиков и пропустил через них 5-10 наёмных сотрудников. Я же смотрю со своей колокольни. Но я не могу привести пример водителя, который следил бы за машиной. Кого бы я не нанял, транспорт жёстко амортизируют.
Когда я нанимаю водителей, всегда объясняю: оклад такой-то, больше не могу. Больше даст дядя Вася, который вычтет у тебя из зарплаты лопнувшее на 50 тысяч километров раньше срока колесо. Когда крупные компании начинают высчитывать деньги за перепробег, пережог, лопнувшие шины, я начинаю понимать, что в рамках моего сравнения это уже гостиничный бизнес.
Сравнение, наверное, немножко абсурдное. Но когда я покупал в том году старую Scania с полуприцепом, не думал, что моё приобретение, мои надежды могут просто взять и превратиться в это:
Кто-то скажет: отремонтируй и отправь в рейс! Но если б я мог в моменте взять и выложить из кармана сумму, необходимую для качественного ремонта – я бы не стал покупать такую машину, а взял бы новый грузовик со страховкой. К покупке подержанной сцепки меня привели рыночные обстоятельства. Если сравнить с недвижимостью, то это квартира в кирпичной хрущевке, которая простоит еще долго. С хорошим ремонтом, небольшим балкончиком и маленькой квадратурой – увы, не особо ликвидная. Что-то не сошлось с квартиросъемщиками, и произошло то, что произошло.
Позиция героя публикации может не совпадать с точкой зрения редакции.