Чтобы гарантировать сохранность груза во время перевозки, транспортным компаниям нужно учитывать его категорию. Ведь именно от этого зависят условия и способ доставки перевозимой продукции, эксплуатации, складирования, проведение погрузочно-разгрузочных работ и выбор упаковки.
Существует множество классификаций грузов в зависимости от их признаков. Начнем с разделения по методу погрузки.
Систематизация по методу погрузки
Благодаря этому разделению специалисты выбирают наилучший способ перевозки. Различают штучные и тарно-упаковочные, навалочные, наливные и сыпучие грузы. Теперь о каждом подробнее.
Штучные и тарно-упаковочные грузы — промышленные и продовольственные товары. Их условно разделяют на две группы: тарно-упаковочные и штучные без упаковки. Тара может быть мягкой (мешки, сетки и другие тары для продукции, не подвергающейся деформации), полужесткой (коробки, корзины и др.) и жесткой (ящики, бочки и прочие емкости, способные воспринимать давление на груз).
Навалочные грузы — товары, которым не страшно падение с высоты, поэтому они погружаются и перевозятся методом навала.
Наливные и сыпучие грузы — жидкие и полужидкие продукты без тары. Их перевозят в автоцистернах или на другом транспорте с укрепленным кузовом.
Обычные и специфические объекты перевозки
От этой систематизации зависит, придется ли создавать особые условия для перевозки. Для этого грузы разделяют на обычные и специальные (специфические). Первые не требуют особой упаковки, их можно перевозить в бортовых автомобилях, обычных вагонах или в контейнерах, а для транспортировки и складирования не нужны отдельные условия. В то же время специальному грузу необходимы особые меры сохранности и безопасности, важно учитывать его физические характеристики продукции.
Выделяют следующие категории специальных грузов:
- опасные;
- антисанитарные (перевозка отходов, требующих утилизации, переработки и захоронения, и пылящих продуктов);
- живые;
- скоропортящиеся;
- негабаритные (в том числе тяжеловесные).
Опасными считаются предметы и вещества, перевозка которых несет угрозу жизни людей и окружающей среде. Такие грузы необходимо транспортировать по специальным правилам и с особой осторожностью, поэтому крайне важно верно отнести перевозимую продукцию к одной из категорий:
- взрывчатые вещества;
- газы (сжатые, сжиженные или растворенные под давлением);
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
- окисляющие вещества и органические пероксиды;
- ядовитые и инфекционные вещества;
- радиоактивные вещества;
- коррозионные вещества;
- прочие опасные вещества.
При их транспортировке отправитель и перевозчик обязаны поставить в перевозочных документах штемпели красного цвета, определяющие характер опасности груза (например, «Легко воспламеняется»).
Разделение по физическому состоянию
Грузы могут быть твердыми, жидкими и газообразными. К твердым относят навалочные, тарно-штучные, пакетированные, контейнерные, негабаритные и грузы большой массы. Жидкое и газообразное состояние имеют наливные и, конечно же, газообразные объекты перевозки.
По физико-химическим свойствам
В зависимости от них груз будет считаться:
- гигроскопическим (груз поглощает влагу из воздуха и легко ее отдает);
- самонагревающимся и самовозгорающимся;
- ядовитым и выделяющим вредные газы;
- огнеопасным;
- взрывчатым;
- слеживающимся и смерзающимся;
- выделяющим специфические запахи;
- воспринимающим посторонние запахи;
- пылящим.
Разделение по весу и по размеру
После взвешивания груз отнесут к:
- легковесному, то есть грузу массой до 80 кг;
- обычному — до 250 кг для штучных грузов и до 500 кг для продукции, загружаемой накатом;
- тяжеловесному — от 500 кг.
В зависимости от размера объект может быть габаритным грузом, который перевозится в автомобилях со стандартным кузовом, и негабаритным, который превышает допускаемые дорожные габариты.
Разделение в зависимости от влияния температуры и влажности
Если качества груза не изменяются под воздействием внешней среды, то он считается нережимным. Если же он требует определенных температурно-влажных условий, то его назовут режимным.
Кроме того, перевозимая продукция систематизируется по условиям хранения:
- груз, подверженный воздействию атмосферных условий;
- не подверженный им;
- требующий спецусловий для хранения.
Грузоподъемность транспортного средства
Чтобы верно выбрать транспортное средство, необходимо вычислить поправочный коэффициент, то есть разделить массу груза на его объем. В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов
Систематизация для морского транспорта
Генеральными называют штучные грузы, состоящие из отдельных упакованных или неупакованных грузовых мест. Внутри этой категории товары разделяются по характеру упаковки (мешковые, киповые, катно-бочковые, ящичные), по массе и габаритам (тяжеловесные, легковесные и негабаритные).
Груз считается тяжеловесным, если масса места превышает 5 т при перевозке его морем, 1 т при перевозке водным транспортом и 0,5 т при перевозке железнодорожным транспортом. Супертяжеловесами при морской перевозке считаются грузы массой от 25 т, а легковесными — те, что при массе в 1 т занимают объем более 2м3.
К негабаритному виду относят товары, которые из-за своего размера не проходят в проем грузового люка судна. Массовыми называют однородные грузы, перевозимые большими партиями. Выделяют также длинномеры, чья длина превышает 8 м.
Разделение для автомобильных перевозок
В зависимости от условий перевозки и хранения в практике автомобильных перевозок грузы делят на крупногабаритные, длинномерные, большой массы, небольшой массы, антисанитарные, продовольственные и опасные, о которых мы уже успели сказать.
Тарифная номенклатура
В России для всех видов транспорта установлена тарифная номенклатура. С ее помощью определяются тарифный класс перевозимого товара и провозная плата. В номенклатуре грузы делятся в зависимости от:
- происхождения (продукт сельского хозяйства, продукт промышленности);
- физико-химических свойств (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся);
- техники перевозки (сухие и наливные);
- формы предъявления к перевозке (тарно-штучные, навалочные, наливные, живые и др.)
Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов
В нём представлено следующее разделение:
- неупакованный (насыпью, навалом, наливом);
- неупакованный единичный (кроме насыпью, навалом, наливом);
- обвязанный;
- на поддонах;
- большие грузовые (большегрузные) контейнеры;
- грузовые контейнеры, кроме большегрузных;
- подвижные устройства с собственным приводом;
- подвижные устройства, кроме подвижных устройств с собственным приводом;
- прочие.