← Дзен

Зона низких тарифов. Постковидный обзор российского рынка автоперевозок

https://www.sb.by/

Обзор отрасли грузоперевозок в России за 2020 год подготовила компания Ernst & Young. Рассказываем самое интересное.

Российский рынок автоперевозок слабо коммерциализирован. Лишь около четверти перевозчиков оказывают услуги на коммерческой основе: остальные перевозят грузы для собственных нужд. В грузообороте коммерческие перевозчики занимают более существенную долю, что позволяет сделать вывод о больших пробегах.

COVID-19: нет худа без добра

Если в 2019 году объем автомобильных грузоперевозок вырос на 3,4%, то в 2020 он сократился на 5,9%. Сократился и грузооборот – на 1,4%. Наибольшее снижение наблюдалось во втором и четвёртом кварталах прошедшего года; именно в эти периоды вводились наиболее жесткие ограничительные меры из-за пандемии COVID-19.

Пандемия существенно осложнила международные автоперевозки – в первую очередь, из-за ужесточения пограничного контроля. Однако на перевозки между Россией и Евросоюзом COVID-19 коренным образом повлиять не смог: они сократились всего на 1,6%.

В некоторых сегментах коронавирус и вовсе стал причиной роста – например, в интернет-торговле, стремительное развитие которой привело к увеличению перевозок сборных грузов. 

В марте прошедшего года продажи через интернет выросли более чем в 1,5 раза в сравнении с февралём: с 206 до 316 млрд рублей. По итогам 2020 года рынок интернет-торговли вырос на 60%.

Тенденции и структура рынка

Пандемия ускорила цифровизацию отрасли. Крупные компании стали активнее внедрять новые сервисы и технологии, а цифровые маркетплейсы стали пользоваться большей популярностью. На протяжении второй половины 2020 года наблюдался рост количества заказов и на Бирже грузоперевозок ATI.SU. 

Внедряется электронный документооборот. В 2020 году прошел эксперимент по использованию электронных транспортных накладных и электронных путевых листов.

Пять лет исполнилось системе «Платон»: по состоянию на конец 2020 года в ней было зарегистрировано около 1,4 млн тяжелых грузовиков. 60% зарегистрированных в системе машин – иномарки.

Одним из негативных для рынка факторов, по мнению экспертов Ernst & Young, является высокий средний возраст российских грузовиков (21 год по данным аналитического агентства «Автостат»). Он влияет на работу российских перевозчиков в Европе, где в ряде стран движение машин с двигателями экологического класса ниже «Евро-5» ограничено.

Большинство перевозчиков на российском рынке – физические лица и микропредприятия. Есть и сверхкрупные игроки, в автопарках у которых 4-6 тыс. фур («Деловые Линии», «Сельта» (перевозчик «Магнита») и «Агро-Авто» (перевозчик X5 Retail Group)). К крупным логистическим компаниям с автопарками от 1 до 3 тыс. фур Ernst & Young отнесли «ПЭК», «ИТЕКО Россия», «Монополия», «ДПД РУС» и ГК Globaltruck.

Зона низких тарифов

Тарифы на грузоперевозки повышаются чрезвычайно медленно и в период с 2010 по 2020 год выросли всего на 42%. Это наименьший показатель среди всех видов транспорта: ставки на ж/д-перевозки за это же время выросли на 77%, на морские перевозки – на 88%, на перевозки внутренним водным транспортом – на 140%. 

В то же время издержки перевозчиков растут быстрее. К примеру, дизельное топливо за прошедшее десятилетие подорожало более чем в два раза. 

Прогнозы на будущее

Эксперты ожидают, что темпы роста российской экономики будут ниже среднемировых. По прогнозу Минэка, основным источником роста ВВП в 2021-2023 годах останется внутренний спрос – потребительский и инвестиционный. Транспортный сектор останется одним из значимых драйверов роста экономики.

Увеличение грузооборота автомобильного транспорта в период до 2025 года будет умеренным. Активно развиваться будут LTL-перевозки (перевозки сборных грузов). На работу перевозчиков повлияет развитие сетевой ритейл-торговли и сельского хозяйства.

Улучшению качества грузоперевозок поспособствует развитие цифровых сервисов (в первую очередь, электронного документооборота) и автодорожной инфраструктуры. Среди самых важных дорожных проектов грядущей пятилетки – автодорога М-12 (Москва – Нижний Новгород - Казань), обход Тольятти, обход Твери в рамках трассы М-11 «Нева» и завершение строительства ЦКАД. 

Источник

Скриншоты: Ernst & Young