В России автолюбители, пешеходы и даже профессиональные водители очень часто путают понятия тюнинг и стайлинг. Помогаем разобраться — что есть что, и почему это два принципиально разных понятия.
Начнём с определений. Тюнинг (tuning) в переводе с английского языка — «настройка». В свою очередь, автомобильный тюнинг — это усовершенствование машины за счёт дополнительных технических средств, которое может осуществить как покупатель авто, так и его производитель. Поэтому называть тюнингом декоративные элементы, которыми водители украшают свои транспортные средства, неправильно.
В свою очередь, автомобильные украшения, не несущие в себе никакой функциональной нагрузки, нужно называть стайлингом. «Стайлинг» (styling) в буквальном переводе с того же английского означает создание стиля. Здесь существует множество направлений.
Безусловно, существуют и явления, находящиеся в этой классификации где-то посередине между тюнингом и стайлингом, например, занижение высоты машины (уменьшение дорожного просвета). Такой вариант тюнинга уместен для гоночных авто, колесящих по идеально ровному, подготовленному асфальту, но в случае с «посаженными» грузовиками он несёт в себе исключительно декоративный смысл, а то и вовсе создаёт дополнительные неудобства при вождении. Поэтому заниженный грузовик — это стайлинг, достигнутый за счёт тюнинга.
Тюнинг грузовиков
Варианты тюнинга грузовиков, как и любых других ТС, достаточно разнообразны. Установка дополнительного освещения, гидроборта, кенгурятника, более удобного спальника, перепланировка «Газели» под полуприцеп и прочие подобные действия, касающиеся эргономики и технических возможностей грузового автомобиля, будут абсолютно справедливо считаться тюнингом.
Один из самых функциональных вариантов тюнинга грузовика — установка гидроборта. Это подъёмное устройство, устанавливающееся на кузов, прицеп или полуприцеп грузового автомобиля, позволяющего загружать его без эстакады или вилочного погрузчика, то есть прямо с пола или земли.
«Газель» с полуприцепом — российское ноу-хау, позволяющее хозяину классического отечественного малотоннажника сделать из него длинномер и соответственно перевозить более крупные заказы.
Также возможен тюнинг двигателя, позволяющий увеличить мощность и эффективность ТС, вплоть до его замены и перевода автомобиля на другую топливную систему.
Кроме того, существует такое явление, как чип-тюнинг — «перепрошивка» электроники в автомобиле. С помощью чип-тюнинга можно изменить параметры программы электронного блока управления (ЭБУ), отвечающего за слаженное действие всех механизмов двигателя, с целью улучшения динамических характеристик авто.
Надо сказать, что владельцы грузовиков иногда меняют и тормозную систему.
Замена спальника — процедура сродни новоселью для дальнобойщика. На американские капотные грузовики можно устанавливать чуть ли не квартиры-студии.
Кенгурятник может не только защитить автомобиль во время ДТП, но и стать основой для установки дополнительного освещения.
Грузовики на стиле
Самые простые примеры современного стайлинга грузовиков, характерного для всех стран — обклеивание автомобиля виниловыми наклейками и аэрография, то есть роспись при помощи краски-спрея.
Популярнейшая разновидность стайлинга в США — хромирование деталей. В этой стране существуют десятки фестивалей и парадов грузовиков (трак-шоу), где хозяева блестящих металлом «носатых» щеголяют друг перед другом, а заодно и перед тысячами зрителей, а Интернет после каждого такого мероприятия годами пестрит фото с хромированными красавцами.
Декотора — стиль, пришедший из Японии и уже успевший пустить корни в Америке. В середине 70-х в Стране восходящего солнца был популярен сериал Torakku Yaro, главные герои которого — простые дальнобойщики — рассекали на футуристического вида грузовиках. Декотора началась именно с подражания этим водителям, но с годами приобрела и самостоятельные черты. Многие шофёры, увлекающиеся декоторой, уделяют большое внимание своему внешнему виду и стараются выглядеть как можно экстравагантнее. Причём сегодня декотора распространилась и на интерьер салонов, один из трендов этого явления, как странно бы это ни звучало, — установка роскошных хрустальных люстр. Зачастую этот стиль граничит с тюнингом, однако мало какие изменения здесь несут функциональную нагрузку.
Во времена Советского Союза у наших шофёров тоже был достаточно узнаваемый стиль интерьеров авто, который при этом не имел названия. Оплётка руля кожей или цветной проволокой, самодельные набалдашники на ручках КП и прочих рычагах, напоминающие шары гадалок, монетки под резинкой по периметру лобового и боковых стёкол, нависающая над стеклами бахрома и т.д. В современных грузовиках такого уже не встретишь, но и сегодня у дальнобойщиков в салонах присутствуют более характерные для нашей эпохи украшения: самодельные элементы вытеснили магазинные брелоки, игрушки на присосках, освежители воздуха всевозможных форм, «прикольные» номера и прочие декоративные аксессуары, которые можно приобрести в любой авто-лавке.
Занижение клиренса грузовика, как уже было сказано выше, элемент стайлинга, достигаемый путём тюнинга. Практического смысла в случае с грузовым автомобилем это не имеет, но выглядеть может достаточно эффектно. Эта практика, наряду с хромированием, популяризирована в Соединённых Штатах.
Всё под контролем
Во многих странах действуют законодательные ограничения, касающиеся и тюнинга, и стайлинга, а в некоторых государствах любые попытки усовершенствования технического оснащения или внешнего вида транспортного средства на стороне хозяина вовсе запрещены.
Например, в странах Евросоюза законотворцы работают над ужесточением правил размещения оборудования, выходящего за пределы габаритов транспортных средств, да и сама установка дополнительных навесных элементов на автомобили разрешена не на всей территории ЕС.
Более того, ограничения могут касаться даже эксплуатации авто с элементарными кенгурятниками и прочими элементами так называемого лёгкого тюнинга, в том числе — освещения и световой сигнализации.
В Российской Федерации почти каждое изменение ТС из разряда тюнинга нужно регистрировать его владельцу: получать специальные разрешения.
Тем не менее общего свода правил тюнинга и стайлинга, которого могли бы придерживаться шофёры из разных гоосударств, сегодня не существует. Поэтому водители грузовиков, прошедших «апгрейд», которые работают на международных перевозках, просто снимают перед поездкой в другую страну запрещённые на её территории элементы.
Даже, как кажется на первый взгляд, простейшая аэрография может обернуться для хозяина ТС прохождением бюрократической рутины. К примеру, в РФ покрытие рисунком более 40% авто считается изменением цвета и требует процедуры, аналогичной регистрации полной перекраски. В таком случае в ПТС расцветку нужно будет указывать как «комбинированную» или «многоцветную», уточнив список основных цветов с картинки.
Для российских фанатов тюнинга и стайлинга грузовых автомобилей также существует своё мероприятие — Московский TruckFest.