← Дзен

"Карта тахографа – это твой адвокат"

https://www.fleetowner.com/

Водитель-международник Борис Гончаров рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются дальнобойщики в странах, где режим труда и отдыха – не формальность, а неукоснительно выполняющийся закон.

Не секрет, что российские водители нередко нарушают РТО. Иногда из-за давления логистов и диспетчеров, иногда из корыстных соображений, а иногда и потому, что остановиться просто негде. Борис Гончаров работает в Скандинавии: за соблюдением режима труда и отдыха там следят гораздо строже, чем в России. Но у водителей всё равно возникают трудности, связанные, прежде всего, с небрежным отношением к режимам тахографа. 

*  *  *

Вспомним, для чего тахограф вообще создавался. Это – инструмент контроля. Он отслеживает определенные параметры, фиксирует и записывает их, а контрольные органы при надобности берут эту информацию и сравнивают с действующим законодательством. Вспомните: когда вас последний раз останавливала полиция, что в первую очередь их интересовало? Ваше время отдыха, время езды, соблюдение еженедельных часовых норм.

В скандинавских странах (акцент я делаю на них) есть еще один параметр, который проверяют с помощью тахографа – это скорость.

Я для себя сделал вывод, что взаимодействие с тахографом основывается на принципе добросовестности. 

Без вашего участия тахограф не видит паромных пауз, времени окончания и начала рабочей смены, не видит времени ожидания и работы, если вы на заглушенной машине не поставили «молотки». По новому законодательству он никак не зафиксирует еженедельные 24-часовые или 45-часовые паузы. И если эти параметры не вбивать вручную, в итоге полиция может внести их в штрафную квитанцию.

Есть параметры, которые тахограф не зафиксирует, даже если вы введете их вручную – я говорю о прерывании еженедельного отдыха на паром. По новым законам мы можем прерывать паузы в 24 или 45 часов, чтобы заехать или съехать с парома. Но что бы вы ни нажимали, на сегодняшний день тахограф этого не зафиксирует. 

Нужно осознавать важность работы с тахографом.

Приведу такой пример. Вы приехали на загрузку, заглушили машину и решили пойти узнать, что там и как. Тахограф встал на «кроватку» (45-минутную паузу). Многие так делают, и я этим грешил, но есть подводные камни. 

Предположим, что у вас готов груз и вы без задней мысли начинаете его грузить. Вдруг обнаруживается, что груз готов не весь – не хватает нескольких паллет, их нужно подождать, и все это время идёт пауза. Проходит 5 часов – такое бывает. Логист открывает компьютер, смотрит ваш график и говорит: как груз будет готов, достой 4 часа до окончания "девятки" (ежедневного девятичасового перерыва между сменами) и тогда поедем.

Казалось бы, он нарушает закон. Нет! Он ничего не нарушает. Он видит, что у вас идёт отдых. Почему бы не сэкономить 5 часов, не достоять "девятку" и не отправить вас дальше? Ваша карточка ошибок не покажет! Но при этом вы не спали, не отдыхали!

Чья здесь проблема? Кто допустил ошибку? Кто неправ? Как ни крутите, неправы вы. А если бы вы поставили молотки или конверт, если бы вы обозначили свою работу как время ожидания, вы бы не лишились отдыха и вам бы не пришлось невыспавшимся продолжать рейс. 

Это важно осознавать: ваша карта тахографа содержит юридически значимую информацию о том, что вы делаете. Если окажется, что вы грузились на "кроватке" (в режиме отдыха), будет хуже, так что не забывайте правильно обозначать свою работу. 

Во многих вакансиях работодатели указывают требование: умение эффективно планировать свой рабочий день. 

Вернёмся к той же загрузке: вы отстояли 2,5 часа ожидая груз на "кроватке", паллеты готовы, за 20 минут их закидывают, можно ехать. Не спешите! У вас пауза – 2 часа 50 минут. Достойте 10 минут – у вас получится трехчасовая пауза; вечером, после окончания рабочей смены, вам останется сделать "девятку", и вы сможете с чистым временем продолжить рейс. Потеряв 10 минут, вы сэкономите 2 часа. Вам за это никто ничего не предъявит: перед законом, перед логистами и перед самим собой вы будете честны.

Не давайте себя эксплуатировать, не стреляйте себе по ногам! Используйте тахограф правильно, вбивайте по факту всё, что вы делаете. Заправляетесь, грузитесь? Ставьте молотки. Не знаете, что с грузом? Ставьте конверт. Всё в рамках рабочего дня! Если вы уже на месте в ожидании загрузки, вы можете продолжать свою паузу для отдыха до момента, когда загрузка начнется. 

Но если вы дадите понять, что используете свою карточку во вред себе, вас будут прессовать, давить и заставлять, потому что вы – инструмент для того, чтобы получить прибыль, как бы жестко это не звучало! Машина должна ехать, чтобы приносить прибыль, а на сегодняшний день она без водителя ехать не может.

Постарайтесь понять и осознать: за то, что вы делаете в рамках закона, в рамках режима труда и отдыха вас никто никогда не сможет осудить или уволить! 

Вы эффективно используете своё время. Эффективно – значит разумно, а не во вред себе, делая вид, что во время загрузки вы якобы отдыхаете. Так вы экономите время фирме, но теряете своё личное время, время отдыха. В случае чего все шишки полетят вам в лоб.

Пока не будет такого понимания работы с тахографом, на YouTube будут появляться ролики: «заставили ехать под знак 3,5 тонны», «заставили превысить на 2 часа общее рабочее время», «заставили выработать 100 часов вместо 90»... Это не кончится никогда. Новичкам трудно противостоять работодателю, особенно в крупных компаниях. Им кажется: «если я этого не сделаю, меня уволят».

Но если вы читаете свой трудовой договор, если вы знаете хотя бы примерно трудовое законодательство страны, в которой работаете, никто вас пальцем не тронет. Сомневаюсь, что хоть в какой-то стране есть закон, в котором сказано, что если вы откажетесь от манипуляций с картой тахографа, вас уволят.

Будьте разумным водителем, эффективно используйте своё время! 

И еще маленький нюанс – режим труда и отдыха водителей как закон всегда будет выше вашего трудового договора. В трудовом договоре не может быть противоречий с этим общеевропейским сводом правил. 

Источник