Депутаты нередко выступают с инициативами, которые вызывают у предпринимателей оторопь. Иногда источником паникерских настроений становятся заявления экспертов, да и сами перевозчики, привыкшие к плохим новостям, часто смотрят в будущее с пессимизмом.
Мы не раз писали о различных инициативах, которые могли существенно усложнить работу российских перевозчиков – если бы были реализованы. Вспомним о самых скандальных и заодно попробуем выяснить, случилось ли за последние годы с отраслью что-то хорошее.
Реестры грузоперевозчиков: проехал на красный – продавай машину
О законопроекте, который обяжет перевозчиков регистрироваться в специальном реестре, много говорили в 2019 году. Его авторы хотели устроить «тотальное обеление» рынка грузоперевозок, фактически сделав этот вид предпринимательства лицензируемым. Для попадания в реестр перевозчикам пришлось бы доказывать свою профессиональную компетентность и состоятельность.
Наличие активов на 500 тысяч рублей барьером назвать сложно: редкий автопоезд стоит дешевле. Гораздо страшнее – вылететь из реестра за административные правонарушения или непогашенную уголовную ответственность.
И если условие об отсутствии судимости еще как-то можно понять (хотя и к нему возникает множество вопросов!), то лишение права заниматься грузоперевозками за повторную "административку" выглядит совсем уж гротескно.
Возможно, именно поэтому рассмотрение законопроекта в Госдуме перенесли с лета 2019 года на осень, а затем и вовсе отложили в долгий ящик: с тех пор о нём ничего не слышно.
"Платон" – везде и для всех
С самого появления системы "Платон" многие перевозчики утверждали: «Фуры – это только начало. В скором времени система распространится на малотоннажники, а затем возьмёт под контроль региональные дороги».
Положа руку на сердце, можно признать: основания для таких прогнозов были. В конце концов, имея в распоряжении действующую инфраструктуру, оператору "Платона" ничего не стоит обратить внимание, допустим, на среднетоннажные грузовики. В интерфейсе системы даже находили шаблон раздела для сбора денег с легковушек…
"Платон", однако, как собирал, так и собирает деньги с большегрузов весом более 12 тонн. А недавно чиновники из Татарстана, пытавшиеся протолкнуть законопроект о расширении "Платона" на региональные дороги, пришли к выводу, что их инициатива в обозримом будущем перспектив не имеет.
Старым грузовикам (не) место на свалке
Сегодня это прозвучит особенно удивительно, но еще несколько лет назад чиновники всерьёз обсуждали возможность запрета старых грузовиков. Впервые об этом заговорили в 2013 году, в 2019 году запрет видавших виды большегрузов обсуждался в Госдуме с подачи Комитета по промышленности.
В последний раз тема поднималась в феврале прошлого года – тогда Минэк предлагал поднять транспортный налог для грузовых автомобилей экологического класса Евро-3 и ниже.
Перевозчики, в свою очередь, отмечали, что подобные инициативы нежизнеспособны: слишком много у нас старых грузовиков и слишком мало денег, чтобы покупать новые. Сегодня, когда из-за обвала курса рубля машины вновь подорожали в цене, а на горизонте маячит очередное повышение утилизационного сбора, такие разговоры выглядят и вовсе абсурдно. Списать грузовики в утиль легко, но на чём тогда возить грузы?
Исчезновение частников
Два года назад на ТрансРоссии был озвучен грозный прогноз: 50% частников покинут рынок в ближайшие пять лет – их поглотят крупные транспортные компании.
Консолидация в автомобильных грузоперевозках имеет место быть, и спорить с этим глупо. Но водители-частники и небольшие транспортные компании как занимали, так и продолжают занимать большую часть рынка. Недавно генеральный директор Globaltruck (один из крупнейших российских перевозчиков) Илья Саттаров, выступая на тематическом мероприятии, рассказал, что на топ-30 перевозчиков с автопарком более 150 машин приходится всего 18% рынка. Юридическим лицам принадлежит 23% большегрузов, зарегистрированных в «Платоне»: остальные числятся на физлицах и ИП.
В прошлом году своим мнением о будущем частников поделился основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде.
— Никуда малый бизнес с рынка не денется. На зарубежных рынках очень много частников. Модель с большим количеством частных перевозчиков жизнеспособна; не вижу причин, по которым ситуация должна измениться, – заявил управляющий АТИ.
Серьёзные проблемы появляются без предупреждения!
Иллюстрация тому – ограничения на МКАД.
К дневным пропускам перевозчики привыкли. Кто-то выстраивал маршруты так, чтобы проехать по кольцевой ночью, кто-то не заморачивался и спал на стоянке, если попадал в столицу в неподходящее время, а те, кому приходилось ездить по кольцевой регулярно, оформляли пропуски – сами или с помощью посредников.
Теперь пропуски придётся оформлять всем, кто хочет проехать по МКАД на большегрузе или среднетоннажнике в любое время суток.
А происходило все молниеносно. 19 февраля стало известно, что МКАД закроют для грузовиков на три дня. 22 февраля ограничение продлили на год – для перевозчиков это стало шоком. А 5 марта ограничения распространили не только на фуры, но и на среднетоннажные грузовики весом более 3,5 тонн. И хотя бизнес уже не раз обращался к чиновникам с просьбой отменить или хотя бы смягчить эти ограничения, непохоже, что к нему прислушаются.
Могли ли перевозчики предположить, что правила проезда по МКАД будут ужесточать? Да, но случившегося не ждал, пожалуй, никто.
Было и хорошее!
Ведущим трендом последних десяти лет стала цифровизация. Она сокращает издержки и оптимизирует процессы, позволяет в один клик делать то, на что раньше требовалось множество действий.
Постепенно внедряется электронный документооборот. В ближайшие годы реальностью станут электронные накладные и путевые листы. Некоторые перевозчики опасаются, что налоговая инспекция получит в своё распоряжение данные этих документов и усилит контроль над предпринимателями. Но для добросовестных участников рынка это, безусловно, плюс: электронный документооборот быстрее и удобнее бумажного.
Например, найти фуру для перевозки по конкретному маршруту можно буквально мгновенно с помощью онлайн-сервиса GruzOn. Сервис умеет искать и грузы для фур – как на конкретных маршрутах, так и с "открытой" точкой выгрузки.
GruzOn идеален для поиска машин, грузов и "обраток"; он упрощает работу логиста и помогает спасти ситуацию, когда машина нужна срочно, день-в-день.
Два крупнейших города страны, Москву и Санкт-Петербург связала платная автодорога – трасса М-11 "Нева". Перевозчики ей пользуются: за "Платон" здесь платить не нужно, а по качеству трасса значительно превосходит М-10. Без ложки дёгтя не обошлось: объезжать Тверь до сих пор приходится по старой "федералке".
В начале этого года тарифы на перевозки наконец стали расти. Об этом говорят крупные перевозчики, частники, эксперты – и статистика ATI.SU, согласно которой в январе и феврале средняя ставка на междугороднюю перевозку. Да, многие перевозчики этого повышения не видят – отчасти потому, что оно ярче выражено в крупных городах и наиболее развитых регионах. Но всё же с цифрами не поспоришь.
Закончим обзор словами координатора ассоциации "Дальнобойщик" Валерия Войтко:
— Проблемы могут возникнуть, но все они решаемы. Нерешаемая проблема одна: это отсутствие грузов. Можно переподготовить водителей, установить тахографы, смириться с «Платоном» – было бы, что возить!