← Дзен

Минтранс впервые дал развернутый ответ по тахографам и предупредил перевозчиков о рисках

www.tachobyte.nl/

Транспортное ведомство отреагировало на опубликованную ранее статью Максима Сухомлинова и объяснило, какие законы регулируют применение тахографов.

Материал предоставлен Ассоциацией Транспортных экспертов и Специалистов (АТЭС). 

На сайте ATI.SU 02.03.2021 была опубликована статья "Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова".  В статье имеется ссылка на видео, опубликованное на канале YouTube под названием "Тахографы. Требовать СКЗИ запрещено".

Почти моментально информация, приведенная в статье, ввела в ступор перевозчиков, тахографические мастерские и даже некоторых сотрудников контрольно-надзорных органов. Из-за спорности и неоднозначности утверждений, а также выводов, содержащихся в опубликованной статье, Ассоциация Транспортных Экспертов и Специалистов (АТЭС) 04.03.21 отправила запрос в Правительство Российской Федерации с просьбой подтвердить или опровергнуть содержащиеся в опубликованной статье утверждения, который 09.03.21 был перенаправлен в профильное Министерство транспорта. 07.04.2021 года в адрес Ассоциации из Министерства транспорта получен ответ на обращение (1, 2, 3, 4).

Вкратце напомним суть ситуации.

Автор статьи утверждает, что в рамках "регуляторной гильотины" вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", который "определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно". Также утверждается, что обязательные требования к тахографу устанавливаются только и исключительно в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 018/2011. Этот вывод делается, исходя из того, что тахограф является объектом технического регулирования, и из положения 247-ФЗ, в котором: "порядок установления обязательных требований к продукции или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании". По мнению автора статьи, список нормативных правовых актов, указанный выше, имеет исчерпывающий характер и поэтому никаких иных обязательных требований, предъявляемых к тахографу быть не может, а если они есть, то наказать за нарушение таких требований нельзя. Действующие до 1 января 2021 года обязательные требования к тахографу, содержащиеся в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения" и подзаконных актах, предусмотренных и выпущенных в развитие этого закона, по мнению автора статьи, с 1 января 2021 года перестают быть обязательными.

Для прояснения ситуации в своем запросе АТЭС задала 2 вопроса:

1. Содержит ли Приказ Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" обязательные требования, оценка соответствия которых производится контрольно-надзорными органами и за нарушение которых следует наказание?

2. Является ли нарушением обязательных требований осуществление перевозки с установленным на транспортном средстве тахографом, не содержащим в своем составе блок СКЗИ и несоответствующим требованиям Приказа Минтранса России от 28.10.2020 N 440, в случае, когда установка тахографа предусмотрена Приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440?

Тезисы, содержащиеся в полученном ответе от Минтранса:

1. Предметом правого регулирования ТР ТС 018/2011 является техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности.

2. Предметом ФЗ -196 "О безопасности дорожного движения" и, соответственно, принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов – Постановления Правительства №1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" и Приказа Минтранса №440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" являются правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Таким образом, требования к тахографам, предъявляемые ТР ТС 018/2011 и Приложением №1 к Приказу Минтранса России №440 являются обязательными к применению в соответствии с предметом правового регулирования, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве противоречащих друг другу.

Требования, установленные в Приложении №1 к Приказу Минтранса России №440, введены в целях обеспечения безопасности эксплуатации транспорта (безопасность дорожного движения), отличных от целей установления обязательных требований в рамках технического регулирования (безопасность колесных транспортных средств).

Ассоциация Транспортных Экспертов и Специалистов поддерживает выводы Минтранса России о том, что мнение автора статьи основаны на неверном толковании норм права и может повлечь негативные последствия для перевозчиков, солидарных с мнением автора статьи.

Специалисты АТЭС отмечают, что это один из первых взвешенных и аргументированных ответов в сфере регулирования, связанной с контролем деятельности водителей. Мы считаем, что автор статьи вводит перевозчиков в заблуждение, которое может создать для них проблемы в эксплуатации и материальные потери при ведении бизнеса. Предлагаем перевозчикам еще раз самостоятельно и внимательно подойти к изучению правовой позиции по данному вопросу и взвесить свои риски.