Нехватка грузовиков в России усугубляется: вслед за ростом спроса на FTL-перевозки повышаются и тарифы.
Одним из первых о дефиците тяжелых грузовиков и повышении ставок в начале марта рассказал бизнес-тренер Камиль Баймухаметов. Теперь эти данные подтверждаются и нашей статистикой. В январе-феврале количество грузов на АТИ превысило 4,8 млн, что на 56,2% больше, чем в аналогичный период прошлого года. А вот грузовиков стало меньше – на 90 тысяч, или на 22%. Таким образом, рост спроса не компенсируется ростом предложения.
Средняя ставка на перевозки при этом выросла на 9,2% без НДС и на 9,8% с учетом налога.
В ГК Crafter, ежедневно отправляющей в рейс около тысячи большегрузов, считают, что такая ситуация может привести к увеличению цен на перевозимые товары в пределах 3-5%. Впрочем, прогнозируемый рост цен будет обусловлен не только дефицитом транспорта: внесут свою лепту подорожавшее топливо и индексация тарифа системы «Платон».
Ритейл, водители и снегопады
Прошедший год был непростым для перевозчиков, но даже после отмены связанных с пандемией ограничений и восстановления спроса их работу продолжают осложнять иные факторы. Среди самых значимых – отмена ЕНВД (этим налоговым режимом активно пользовались ИП и небольшие транспортные компании) и грядущее закрытие МКАД для среднетоннажников, из-за которого перевозчикам придётся перестраивать устоявшиеся логистические схемы.
Рост спроса на грузовой транспорт отчасти обусловлен бурным развитием онлайн-торговли.
— Водителей из FTL активно переманивают в экспресс-доставку быстроразвивающиеся игроки отрасли e-commerce. В результате мы наблюдаем, как перестраивается рынок грузоперевозок в целом, – отмечает управляющий ATI.SU Святослав Вильде.
Среди других причин дефицита – нехватка водителей (о ней российские перевозчики говорят уже давно) и природные катаклизмы в центральной части России, в Поволжье и на Урале. В феврале снегопады и морозы парализовали движение по федеральным трассам в некоторых регионах страны.
— Февраль принес аномальные погодные условия, из-за которых МКАД встал в одну огромную пробку, по разным данным на 28–36 часов. Это привело к сбоям в цепочках поставок: клиентам приходилось договариваться с получателями о переносе сроков доставки или за любые деньги искать транспорт и выполнять контрактные обязательства, – приводят «Известия» слова директора по транспорту Retail Transport Agency Андрея Кокорина.
По данным президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, перевозчики вынуждены поднимать ставки из-за роста расходов. Для части компаний «последней каплей» могут стать грядущий ограничения на МКАД: Матягин отмечает, что из-за них перевозчики намерены отправить заказчикам уведомления о повышении тарифов на 20-30%.
Гендиректор ГК Crafter Борис Правилов отмечает, что дефицит транспорта связан, помимо всего прочего, с устареванием автопарка.
Старые машины выходят из строя, а покупку новых сегодня может себе позволить далеко не каждый перевозчик.
Дефицит водителей, в свою очередь, может быть связан с закрытием границ. Когда ограничения будут сняты окончательно, приток рабочей силы из стран СНГ восстановится, что частично решит проблему в сегменте среднетоннажников. Но и сегодня перевозчики могут привлекать кадры с помощью, например, повышения зарплат – меры хоть и непопулярной, но эффективной.