← Дзен

"Мы скорее разучимся ходить, чем терпеть". Обочечники оправдываются, водители не прощают

4kolesa.mirtesen.ru

Выезд на обочину не всегда происходит их-за хамства по отношению к другим автомобилистам. Возможно, водитель плохо себя почувствовал, объезжал яму или препятствие. Но чаще всего наши люди по обочине объезжают затор, потому что не хотят, как остальные, немного подождать.

«Я не лох, чтобы в пробке стоять» – самое популярное оправдание среди обочечников.

По необъяснимым причинам такие водители ощущают себя выше всех остальных, причем ведут себя грубо и по отношению к другим участникам дорожного движения – велосипедистам и пешеходам.

Проезд и обгон по правой обочине трактуются как нарушения маневрирования и правил обгона по ст.12.15, п.1 КоАП РФ и наказываются штрафом в 1500 рублей, но финансовое взыскание настигает лишь мизерную долю нарушителей.

Сайт «АвтоВзгляд» провел онлайн-опрос среди своих подписчиков, интересуясь, что больше всего злит их по дороге на дачу. 29% респондентов из почти 8 тысяч человек назвали обочечников главным раздражающим фактором. Такой вид водителей вызывает гнев у законопослушных граждан по нескольким причинам:

  • они отнимают у водителей время и увеличивают пробку из-за перестроения обратно в полосу;

  • от их машин летит пыль, что затрудняет видимость и доставляет дискомфорт, а также из-под колес летят камни, которые могут повредить автомобили на дороге;

  • из-за обочечников часто происходят аварии, когда водители принципиально не пускают нарушителей перед сужением дороги. Нередкими стали ДТП, когда нарушители врезаются в другие авто, которые вынуждены остановиться на обочине. В результате страдают невинные люди, которым приходится ждать ГИБДД, что ухудшает и без того непростую дорожную ситуацию.

Самосуд на дороге не решит проблему

Некоторым обочечникам приходит в голову наказывать водителей, которые не уступают им дорогу. При такой аварии виноватым может оказаться добропорядочный гражданин. Вот как эту ситуацию комментирует автоюрист Сергей Редько: 

«В ДТП виноват тот, чье нарушение к нему привело, и сам факт движения по обочине не делает человека виновным автоматически. Есть ли у вас желание участвовать в аварии, терять время и нервы, ходить в ГИБДД, страховую компанию, суд? Скорее всего, нет. Может оказаться, что виновным в аварии окажетесь только вы».

У дальнобойщиков есть собственные методы борьбы с нарушителями. Кабина располагается высоко: водитель издалека видит нарушителя и берёт его «на заметку».

Фура – машина крупногабаритная, её масса с грузом может достигать нескольких тонн. На видеохостинге YouTube десятки видеороликов, когда дальнобойщики пытаются самостоятельно наказать обочечников и либо преграждают им дорогу, либо прижимают к отбойникам. Даже незначительное прикосновение большегруза к легковому автомобилю грозит второму царапинами и вмятинами, при этом фура не пострадает.

«Последнее время, когда вижу в зеркале обочечника, и до него остаётся метров 30, включаю поворотник и высовываюсь из потока, причем делаю это довольно резко. Многие от такого маневра шарахаются. Самый кайф был, когда обочина была отсыпана только почвой (без щебенки) и мужик правыми колесами съехал на обочину, да так там и остался, потому что недавно дожди прошли»,

– делится своим опытом пользователь Trecer.

Однако, такое наказание, по мнению некоторых автолюбителей, несоразмерно преступлению. В легковой машине могут находиться дети, и устраивать самосуд на дороге недопустимо. Именно поэтому автохамы даже на самых мощных автомобилях стараются избегать дальнобойщиков.

В Сети автолюбители предлагают изощренные способы борьбы с обочечниками. Автор с ником Khornit предлагает такой вариант: 

«А проблему решить просто: нужно вкопать на обочине обрезки рельса через каждые 100 метров. Съехать и встать даже фуре не помешает, а вот двигаться по обочине будет нельзя». 

Энтузиасты выкапывают на обочине ямы, разбрасывают крупные камни, вкапывают столбики и укладывают препятствия, выбрасывают на обочину гвозди, шипы и другие острые предметы. Все эти меры, с одной стороны – защита своей территории, но с точки зрения закона – хулиганство и провоцирование ДТП. Такие препятствия могут навредить порядочным автолюбителям или машинам экстренных служб, которые съезжают на обочину по необходимости.

Существуют более цивилизованный способ наказания – официальная жалоба в ГИБДД.

Сохраните видеозапись нарушения (на телефон или регистратор), чтобы были отчетливо видны номера автомобиля обочечника. Также нужно зафиксировать время и место нарушения ПДД и обратиться в ГИБДД. Необходимо составить электронное заявление с требованием административного наказания виновника с указанием даты, времени и места нарушения, номера и марки автомобиля, указанием пункта КоАП, который нарушил водитель. ГИБДД обязаны рассмотреть ваше обращение в течение 30 дней и начать разбирательства. Жалобу можно подать лично, направить заказным письмом, по электронной почте или онлайн – на официальном сайте ГИБДД. Во всех случаях, кроме личного визита в ГИБДД, вас могут вызвать для дачи свидетельских показаний.

Вот как отзывается пользователь Herr.mit.Brille, который пожаловался на неуважительное поведение водителей, едущих по обочине: 

«Самое забавное, что меня назвали склочником, но результатом все довольны. Т.е. жить хорошо хотим, а делать что-то для этого "западло" и "стукачество". А мне двойная польза: и доброе дело сделал, и по дороге\в пробке не так скучно».

Оправдываешься, значит – виноват!

В любом споре есть и вторая сторона, мнение которой полезно узнать для понимания общей картины. Автор блога в ЖЖ Narkom высказал своё мнение о том, почему водители нарушают правила и выезжают на обочины.

«На первый взгляд – здесь двух мнений быть не может. Обочечники – п***сы. Но не всё так уж black/white. Примем допущение, что я сам – обочечник. Такие люди – это не только автомобильная категория. Появляются они там, где есть любая очередь.

Человек, который не может спокойно в этой очереди стоять – и есть обочечник.

Однажды я проходил паспортный контроль в аэропорту и не успевал на пересадку. Спрашиваю сотрудницу, нет ли более быстрого способа пройти проверку. Она молча отстегнула оградительную ленту и показала путь к абсолютно свободной. Ровно так же на меня смотрит очередь, как стоящий поток машин провожает обочечника: с ненавистью и завистью. Моя вина – неспособность терпеть и склонность задавать вопросы там, где другие имеют склонность молчать.

Теперь - к настоящим обочечникам. Многие думают, что им трудно возвращаться назад в полосу. Но, поверьте, им хватает мастерства без проблем влезть обратно, только вот приедут они раньше и спокойнее, чем вы.

Правда в том, что и с очередями, и с пробками мы хорошо и качественно привыкли мириться. Мы скорее разучимся ходить, чем терпеть».  

Екатерина Бирюля