Сегодня штраф за езду без ОСАГО берут выписывают только сотрудники ГИБДД, однако совсем скоро эта задача может перейти в функционал дорожных камер.
За отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (так расшифровывается ОСАГО) штрафуют на сумму 500-800 рублей. Штраф за это нарушение может взиматься не чаще, чем раз в сутки.
Планируется, что камеры начнут отслеживать наличие ОСАГО уже через год, в марте 2022-го. Система обнаружения нарушителей достаточно проста: камера считывает госномера, затем они проверяются по объединённой базе данных ГИБДД и Российского союза автостраховщиков (РСА). Если окажется, что за конкретными номерами не закреплена страховка, автовладелец получит штраф.
Эту функцию уже тестировали в 2019-м году на столичных дорогах, но на тот момент система была сырой, а база «грязной», поэтому любой добропорядочный автовладелец мог случайно получить наказание в виде штрафа. За 3 месяца работы в тестовом режиме было выявлено более 700 000 нарушений, а тысячи автовладельцев получили предупреждения в письменном виде.
Разработчики посчитали погрешность слишком большой. Если бы систему ввели в таком виде, результат её работы спровоцировал бы массовое недовольство несправедливыми наказаниями. Поэтому её дорабатывают и, соответственно, откладывают запуск. Когда оно заработает в полную силу — ещё неизвестно.
Судя по всему, до весны 2022-го года мы увидим ещё одну попытку запуска в тестовом режиме, но неясно, в какой период.
Главный положительный эффект этой инновации для автовладельцев заключается в том, что она поможет выявлять поддельные полисы. И если владельцу фальшивого документа придёт штраф за отсутствие ОСАГО, подделка обнаружится вовремя, а не после ДТП, когда он узнает печальную новость. Сам факт выявления, в свою очередь, укажет на продавшего её мошенника.
Скупой заплатит дважды?
С осени 2019-го заговорили о том, что штраф за отсутствие ОСАГО будет увеличен.
Многие СМИ, ссылаясь на инсайдерскую информацию, писали, что инициатива не один раз обсуждалась депутатами Госдумы. Согласно этим данным, наказание планировали приравнять к средней стоимости полиса, за счёт чего сумма штрафа увеличилась бы примерно в 7 раз. На тот момент средняя цена ОСАГО была 5 400 рублей, а сегодня — 5 497, она определяется главным финансовым регулятором РФ, то есть Центробанком.
В таком случае нарушителям придётся раскошеливаться как минимум на 11 000 рублей, где одна половина суммы уйдёт на сам штраф, а вторая — на оформление полиса ОСАГО.
Информацию можно считать правдоподобной, так как замминистра финансов Алексей Моисеев высказывался на эту тему. По мнению чиновника, штраф должен быть соразмерен со стоимостью оформления документа. Также известно, что весной 2018-го правительство России не поддержало законопроект единоросса Сергея Вострецова, призванный существенно увеличить штраф за езду при отсутствии ОСАГО.
Не исключено, что подобная мера возымела бы успех, так как любому автовладельцу было бы проще один раз купить «автогражданку», нежели после каждой проверки тратить на оплату штрафа его полную стоимость.
Причины оформить ОСАГО и КАСКО
Первая причина, из-за которой нужно оформлять ОСАГО — безусловно тот факт, что сегодня оно является таким же обязательным документом, как и права на вождение у шофёра. Однако незначительный штраф и не самая высокая вероятность быть пойманным за руку, кажется некоторым автовладельцам привлекательной.
На деле автострахование — это выгодно, так как небольшая стоимость полиса запросто покрывается при попадании в аварию, ну и опять же с ним вы не получите штрафа.
Если ДТП происходит по вине автовладельца, страховая компания возмещает ущерб пострадавшей стороне вместо него. Таким образом ОСАГО избавляет не только от штрафа, но и от части непредвиденных трат.
ОСАГО страхует не само транспортное средство, а гражданскую ответственность, когда он становится виновником ДТП, в результате которого пострадали люди или их имущество. Оно не покрывает собственные убытки виновника аварии, но для этого существует полис КАСКО.
Цену на этот полис устанавливает сама страховая компания. Как правило, для клиентов, оформляющих и ОСАГО, и КАСКО в одной компании, предусматриваются всевозможные акционные предложения.
Оформление КАСКО, страхующего ТС от ущерба, хищения или угона, является добровольной процедурой — в отличие от покупки ОСАГО. Соответственно, каких-либо штрафных санкций за отсутствие КАСКО в нашей стране не существует.
Некоторые страховщики предоставляют отдельную опцию — «КАСКО от бесполисных». Этот документ позволяет пострадавшей стороне получить страховку, если виновником стал человек с поддельным ОСАГО или без такового. В таком случае страховая компания гарантирует клиенту покрытие убытков за её счёт, а сколько она выплатит — будет рассчитано в индивидуальном порядке.
КАСКО можно оформить при отсутствии ОСАГО. В то же время КАСКО и ОСАГО не дадут без свидетельства о прохождении техосмотра (ТО) транспортным средством; документ о ТО не требуется только, когда КАСКО оформляют на новый автомобиль, только что купленный в салоне.
Карго-страховка
Однако застраховать груз при перевозке не помогут ни ОСАГО, ни КАСКО. Здесь понадобится оформление специальной страховки — страховки груза.
Этот вид страховки защищает не только груз, но и интересы сторон, касающиеся транспортировки и финансовых затрат на неё и ещё ряда нюансов, включая форс-мажорные условия.
Многие известные страховые компании с большим опытом и достойной репутацией работают с участниками электронной Биржи грузоперевозок АТИ на особых условиях. Подробности — по ссылке.
Хоть за отсутствие Карго-страховки и не бывает штрафов, стороны, участвующие в перевозках, видят для себя выгоду в оформлении такого рода страховки.
Как получить диагностическую карту ТО?
Пройти техосмотр автомобиля можно на станции любого аккредитованного оператора. Эта процедура, как и получение ОСАГО, является обязательной.
Ситуация со штрафом за отсутствие диагностической карты сейчас неоднозначная. Но с 1 марта 2022-го года правительство планирует ввести штраф за это нарушение в размере 2 000 рублей. Тем не менее в Госдуме и на этот счёт нет единого мнения, так как некоторые депутаты считают неактуальной процедуру техосмотра в её нынешнем виде.
Поскольку 80% диагностических карт в нашей стране покупались без фактического осмотра, многие автовладельцы считают прохождение ТО пустой тратой денег, а штрафы за езду без диагностической карты бюрократической бессмыслицей.
Партия «Справедливая Россия» ещё два года назад выступала с инициативой отмены ТО как минимум для легковых «гражданских» автомобилей, оставив его обязательным для служебного транспорта и такси. По словам лидера СР Сергея Миронова, работа над этим законопроектом идёт и сейчас.
В то же время с 1-го марта этого года вступили поправки в действующий закон о техосмотре, которые и так направлены на искоренение «серых» схем прохождения ТО, обязывая операторов производить фактическое обследование транспортных средств.
По новым правилам результаты техосмотра будут отражены в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО) с фиксацией даты, времени процедуры и фотографиями ТС.
Планируется, что в будущем при помощи камер, наряду с ОСАГО, по базе будет пробиваться и наличие диагностической карты с актуальным сроком годности. И если ТО не отменят, за счёт этого нововведения все автовладельцы, пренебрегающие обязательной диагностикой, будут наказаны штрафами.