Перевозчики по всей России рассказывают о списаниях со счетов в системе "Платон". Узнать о причинах списаний непросто, а иногда и невозможно.
9 марта телеграм-канал «Логистика без границ» сообщил о массовых списаниях, с которыми столкнулись пользователи системы «Платон» на праздничных выходных. По информации канала, со счетов крупных перевозчиков были списаны сотни тысяч рублей.
Мы попросили участников АТИ рассказать, не сталкивались ли они с такими списаниями. Оказалось, что сталкивались: за сутки вчерашнюю новость прокомментировали 98 раз. В одних случаях речь идёт о тысячах, а в других – о десятках или даже сотнях тысяч рублей.
У многих пользователей в день списания машины стояли, а у некоторых и вовсе были за границей. Перевозчики сразу же предположили, что списания могут оформляться «задним числом»: так представителю транспортной компании из Кировской области, сумевшему дозвониться до службы поддержки объяснили, что деньги списаны за период с 21 февраля.
Неразберихи добавляют проблемы в работе горячей линии: многие перевозчики, пытавшиеся дозвониться до техподдержки и узнать, за какое время списаны деньги, сделать этого не смогли.
— Теперь надо вручную сидеть и перепроверять все поездки с 1 января 2021 года, – пишет представитель петербургской транспортной компании.
«Списания с задержкой возможны в предпраздничные дни»
Мы обратились в пресс-службу «Платона» и получили ответ, в котором представители системы подтвердили: деньги действительно могут списываться накопительным итогом.
— Такие ситуации традиционно происходят в предпраздничные дни, когда возрастает пробег и увеличивается нагрузка на мобильную сеть, – указывается в ответе.
О максимально допустимых сроках задержек в письме ничего не сказано. Представители системы напоминают, что каждый пользователь в личном кабинете может получить детализированный отчет, по которому можно проверить, за какой именно период произошло списание. Перевозчики, однако, указывают, что и отчёты в личном кабинете не всегда помогают внести ясность:
— У нас в марте (по логистическому отчету за февраль) начислили столько, сколько мы в месяц накатываем примерно, – утверждает представитель московской транспортной компании.
— Ответ не соответствует действительности, до февраля 2021 года плата за проезд списывалась своевременно, сбой в системе произошёл в первых числах февраля 2021 года. У нас машина стояла с 22.02.21 по 03.03.21, и в эти дни каждый день шло списание ранее не полностью списанных сумм. Надо признать сбой в системе и навести порядок , а не выдумывать оправдание, – пишет индивидуальный предприниматель из Краснодарского края.
«Пять миллиардов из воздуха»
В Объединении перевозчиков России (ОПР) на минувших выходных тоже столкнулись со списаниями.
— Человек у пяти, у которых стояли машины, буквально вчера списали деньги, – рассказал нам председатель ОПР Сергей Владимиров. – Нормальный бардак, как и везде, как и во всей нашей стране.
По мнению президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, причин у необъяснимых на первый взгляд списаний может быть много. Среди них – технические неполадки самой системы, ошибки перевозчиков и спорные ситуации, возникающие из-за стечения различных обстоятельств.
— Бывает, что перевозчик ездит с просроченным прибором и не обращает на это внимания до тех пор, пока не получит штраф. А иногда владелец транспорта перечисляет деньги на расчётный счёт и отправляет машину в рейс, но деньги приходят не сразу, и тогда тоже может прийти штраф, – рассказывает эксперт. – Если штраф действительно обоснован, то у перевозчика есть 20 дней на его оплату в 50%-м размере. По закону срок исчисляется с даты получения письма, но Ространснадзор нередко игнорирует эту норму и отсчитывает 20 дней с появления уведомления в личном кабинете.
Владимир Матягин уверен, что такие нарушения необходимо опротестовывать в судах. Многие ИП и компании, столкнувшись с необоснованными штрафам или невозможностью оплатить их в 50%-м размере идут по пути наименьшего сопротивления и предпочитают заплатить.
— Но сколько этих штрафов выписывается ежегодно? Предположим, миллион – по 5 тысяч рублей. И Ространснадзор получает 5 миллиардов буквально из воздуха. Но если бы все перевозчики начали ходить в суды и взыскивать с государства эти деньги (а вместе с ними и компенсации за юридическое сопровождение, которые могут быть гораздо больше суммы штрафа), то государство не погладило бы по шапке Ространснадзор. Мы всегда говорим: есть законные способы отстаивания своих прав. Пока мы не научимся отстаивать свои права, нас постоянно будут иметь.
Что же случилось?
По всей видимости, речь идёт о серьёзной задержке в расчётах. Если опираться на свидетельства перевозчиков, у которых были списаны средства в период с 20-х чисел февраля, то можно предположить, что её длительность в некоторых случаях может составлять до трёх недель. Ситуацию усугубляет возможность других накладок в указанный период: перевозчики отмечают, что определить, насколько справедливо то или иное списание, зачастую невозможно.
Технические сбои характерны для многих автоматизированных систем. В сфере автомобильных грузоперевозок нередко возникают проблемы с автоматическими комплексами весогабаритного контроля и камерами фиксации нарушений.
Стоит отметить, что это не первая техническая накладка в работе «Платона». В начале прошлого года перевозчики столкнулись с нехваткой бортовых устройств: в офисах системы образовались очереди из рассерженных владельцев транспорта. С этой проблемой удалось справиться продлением сроков действия приборов, которые многие перевозчики считают ненадёжными.
— Очень часто за несколько месяцев, за полгода до окончания службы транспондер выходит из строя, – рассказывал нам тогда координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Все лампочки горят, внешне всё исправно. Машина возвращается из рейса, а следом приходят штрафы. Перевозчик обращается в «Платон» и выясняет, что внешне устройство исправно, но связь с рампой установить не может.
Эксперт рассказывал и о других накладках, среди которых – качество работы личного кабинета, который «то недоступен, то висит». Судя по всему, претензии Валерия Войтко к «Платону», как и к другим автоматизированным системам дорожной инфраструктуры, остаются актуальными по сей день.