Соответствующий законопроект может быть рассмотрен Госдумой этой осенью.
Всё началось с уголовного дела, возбуждённого Следственным Комитетом Ленинградской области по факту взяточничества. Сотрудники УГИБДД и Ространснадзора получали деньги от перевозчиков, ездивших по местным дорогам с перегрузом. Сверх установленной нормы грузили в основном песок и щебень; в Ленобласти песчаных карьеров немало, и различные инциденты с перегруженными самосвалами происходят здесь довольно часто (1, 2, 3).
В ходе работы следователи решили выяснить, была ли у перевозчиков возможность не нарушать требования законодательства. Оказалось, что на региональных дорогах нет стационарных постов весового контроля, и водители не могут проверить, есть у них перегруз или нет.
В рамках федерального проекта создания сети АСВГК в Ленобласти появится 40 комплексов автоматического взвешивания.
Проект, однако, должен быть реализован к 2024 году: до тех пор водители, отмечают в СК, будут ездить и понимать, что их в любой момент могут оштрафовать, а возможно и потребовать взятку.
По результатам проверки следователи обратились к региональным властям с предложением ускорить строительство АСВГК и добились положительного решения. Но на этом в Следственном Комитете останавливаться не стали. Там выяснили, что действующие федеральное и региональное законодательства не предусматривают контроля за весом отправляемого и принимаемого предприятиями транспорта. В связи с этим грузоотправители нередко навязывают перевозчикам свои условия, требуя работать с перегрузом.
— Мы пришли к выводу, что данную ситуацию возможно исправить путем внесения дополнений в Закон "О недрах", предусмотрев в качестве лицензионного условия обязательность наличия у грузоотправителя стационарного пункта весового и габаритного контроля, – цитирует «Российская Газета» руководителя СК по Ленинградской области Сергея Сазина.
В связи с этим Следственное управление обратилось в Заксобрание и предложило внести соответствующие изменения в федеральный закон. Депутаты согласились и подготовили законопроект, который Госдума может рассмотреть в рамках грядущей осенней сессии.
Почва для коррупции
Директор по логистике фулфилмент-оператора FulEx Алексей Миляев отмечает: сегодня ответственность за перегруз несут и водитель, и перевозчик, и грузоотправитель. Новая редакция КоАП, которая вступит в силу в будущем году, эту ответственность ужесточит. Весовые и габаритные нарушения будут разделены на две отдельные статьи. Таким образом, перевозчик, одновременно допустивший перегруз и нарушение габаритов, будет получать два штрафа. Максимальный размер штрафа по этим статья для юрлиц составляет 350-400 тыс. рублей. Выходит, небольшую компанию за один раз смогут оштрафовать чуть ли не на половину от её ежемесячного дохода.
Теоретически, водитель может отказаться от рейса с перегрузом. Но получается это далеко не всегда.
В некоторых случаях, отмечает сооснователь STS Logistics Владимир Дорохов, водитель не имеет возможности проконтролировать правильность погрузки. И даже если на объекте есть весы, он не может быть уверен в их исправности.
Если перегруженный автомобиль останавливает инспектор ГИБДД, возможны несколько сценариев. Водитель может перегрузить часть груза на другую машину или изменить его расположение в прицепе таким образом, чтобы осевые нагрузки не превышали установленные нормы. В таком случае ему разрешат продолжить движение. Но задача это нетривиальная: необходимо найти вторую машину и согласовать с собственником груза вскрытие пломб, что неизбежно выльется в потерю времени и денег.
Недобросовестные представители правоохранительных органов нередко наживаются на перевозчиках, оказавшихся в непростой ситуации.
Например, в Саратовской области с поста весового контроля перегруженные машины увозили на штрафстоянку, где владельцам транспорта навязывали дорогостоящие услуги перегрузки. Впоследствии местная прокуратура признала такие эвакуации незаконными. Похожие схемы возникали и в других регионах страны, например, в Санкт-Петербурге.
Тревожной ситуацию называют и в ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс». Недавно ассоциация совместно с компанией OMNICOMM провела опрос, в котором приняло участие 240 транспортных компаний. Оказалось, что большей части перевозчиков (65,8%) правоохранители предлагали "решить вопрос" перегруза на месте, а более 70% опрошенных заявили, что получали штрафы размером более 150 тыс. рублей, будучи загруженными по норме. 83% таких штрафов перевозчики оспорить не смогли. В итоге игрокам рынка приходится терять прибыль и намеренно недогружать машины, чтобы не получить штраф: к такой мере прибегает 37% участвовавших в опросе компаний.