← Дзен

Водителям грузовиков. Что можно и чего нельзя делать после ДТП

versiya.info

От дорожно-транспортных происшествий не застрахован ни один водитель. Если последствия аварии серьёзны, особенно важно правильно вести себя при её оформлении, чтобы из участника происшествия не превратиться в его виновника.

Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко побеседовал с автоюристом и узнал, как нужно вести себя после ДТП с серьёзными последствиями. 

Есть вещи, мысли о которых человек в силу своей психологии гонит от себя прочь. Смерть близких, онкологические заболевания, авиакатастрофы, ДТП… это всё отодвигается на задний план в целях сохранения здоровой психики. Мозг ставит своеобразный барьер: «это может произойти с кем угодно, только не со мной». Но в какой бы дальний угол сознания мы эти мысли не задвигали, сами явления от этого существовать не перестанут. Достаточно открыть любую новостную ленту по происшествиям и авариям: за пару дней десятками высыпаются сообщения о ДТП с участием грузовиков. Помятые машины, потерпевшие, трупы…

Могу вспомнить изречение старого-старого водителя, совтрансавтоского дядьки: он говорил, что у профессионального водителя три ноги. Одной ногой он стоит в больнице, второй в тюрьме, третьей в могиле. Работа профессионального водителя – это сплошные риски и высочайшая опасность попасть в ДТП. Не ты, так в тебя...

Цикл материалов, который мы готовим на эту тему посвящен тому, каким образом вести себя после ДТП, какие действия следует предпринимать, а какие ни в коем случае нельзя предпринимать, чтобы:

  • обеспечить максимальную эффективность расследования обстоятельств ДТП;
  • минимизировать для себя последствия аварии.

Признак профессионализма

Виталий Харитонов, эксперт, ассоциация специалистов по ДТП:

— Я езжу в такси и замечаю, что каждая первая машина не оборудована видеорегистратором. Я считаю, что если вы выехали на трассу без регистратора – вы непрофессионал. Вас могут обвинить в причинении ущерба, и если мы говорим о фурах, это могут быть очень большие суммы и очень большие сроки. Я считаю, что в автомобиле должно быть как минимум два регистратора. Это поможет доказать невиновность водителя, спасти его.

Я практически каждый день вижу, как невиновных привлекают к ответственности, и это страшно. На водителей, не обладающих специальными знаниями, находящихся в шоковом состоянии после ДТП часто вешают ответственность, и она бывает очень большой. Например, моральный вред за погибшего в Москве достигает миллиона рублей. Я не говорю о разбитых машинах. Поэтому как минимум два недорогих регистратора должны быть в машине. А если регистратор у водителя многоканальный и пишет в две стороны, это еще лучше.

Понятно, почему два регистратора? Потому что у одного устройства, какой бы широкий угол охвата у него не был, камера выхватывает только среднюю часть. 

Две камеры выхватывают и левую, и правую сторону, что для нас, перевозчиков, критически важно. Левая – это встречка, идущие на обгон машины. Правая – обочечники, пешеходы, велосипедисты; кто угодно может выскочить на дорогу. Две камеры, установленные слева и справа, покрывают практически всё поле обзора, дают больше информации.

Момент ДТП записан. Кому и когда отдавать флеш-карту с информацией?

Кто-то где-то рассказывал о том, что карту надо сразу запечатывать в конверт и под роспись отдавать сотрудникам ГИБДД. Оказывается, это не так.

Виталий Харитонов:

— Карточку передать можно через три дня, через неделю, через месяц: это никогда не будет поздно. Есть такое понятие, как видеотехническая экспертиза. Она определяет обстоятельства ДТП: скорость автомобиля, расстояния. И в той ситуации, когда вам кажется, что водитель не виноват, по видеотехнической экспертизе можно доказать обратное. И если в этой ситуации водитель отдаст карточку регистратора, он сам докажет свою вину и помочь ему будет уже невозможно. Кроме того, мы наблюдаем случаи, когда ГАИ или следователи теряют карточки видеорегистраторов. 

Поэтому запись отдаётся только после того, как водитель успокоится и проконсультируется со специалистами. Когда произошло ДТП, водитель должен снять регистратор, вытащить из него карточку и убрать её, не извещая инспектора. Через три дня можно написать ходатайство, и карточку примут. 

Схема ДТП: мелочей не бывает

Что делать, когда произошло ДТП? В этот момент водители обычно находятся в шоковом состоянии. Один мой клиент признался, что после происшествия он не мог набрать номер телефона, потому что у него тряслись руки. Человек попадает в стрессовую ситуацию вне зависимости от того, по его вине произошло ДТП или нет. Но даже если он сохраняет спокойствие, он всё равно не обладает необходимыми познаниями.

Оформление ДТП происходит на месте: сперва приезжает ДПС, затем выездной дежурный. Если много погибших, выездной дежурный может вызвать следователей. На месте ДТП формируется доказательная база. Это самая основная база, которая формируется в результате осмотра места происшествия. Схема ДТП визуализирует его обстоятельства. От осыпи стекла фары может зависеть виновность или невиновность водителя, если она, например, оказалась на встречке.

Место столкновения зачастую определяется либо по следам торможения или бокового скольжения, либо по осыпи, потому что во время удара опадает сухая грязь. От того, как она будет зафиксирована (если нет, конечно, регистратора) может быть определено, кто из водителей выехал на встречку. Этих нюансов водители не знают, и универсальный совет может быть только один. Поскольку оформление происходит от часу до трех (иногда до пяти), водитель имеет возможность позвонить специалистам. 

Следователь не может быть твоим другом. У него одна задача – оформить и направить дело в суд. Если он выступает в роли друга, предлагает дать какие-то показания, нужно понимать, что ничего хорошего он советовать не будет. Его цель – облегчить себе работу, чтобы направить дело в суд.

Простой пример, который показывает, как можно на месте происшествия подписать себе приговор. Водитель едет со скоростью 80-90 км/ч, на дорогу выскакивает пешеход. Не повезло! При скорости 90 км/ч водитель не успел бы остановиться. Его вины в принципе нет, потому что вина в таких ситуациях определяется технической экспертизой, которая устанавливает, располагал ли водитель возможностью избежать наезда на пешехода. Но ДТП произошло, пешеход погиб, происходит оформление. Приезжает следователь и видит длинный след торможения, 35-40 метров. Следователь понимает, что автотехническая экспертиза покажет превышение, и от того, где водитель укажет место наезда, зависит его судьба.

Первое, что сделает неподготовленный водитель – скажет, что ехал не быстро. Этого говорить нельзя! Скорость нужно назвать ту, что была в пределах разрешенной. Следователь остановит понятых и акцентирует их внимание, что водитель покажет нам, где он совершил наезд.

Если водитель скажет, что совершил наезд в начале полосы торможения, то результаты экспертизы покажут, что он и при 60, и при 80 километрах в час не успевал остановиться. В таком случае он будет не виноват. Если в конце, то экспертиза покажет, что если бы водитель ехал со скоростью 60, он просто не доехал бы до этого места. Поэтому если водитель скажет, что столкнулся с пешеходом в конце полосы торможения, он подпишет себе приговор. Обычно водители этого не понимают. А наказание за ДТП с одним погибшим сегодня – это 2, 3 или 4 года колонии-поселения.

Всё самое хреновое уже произошло, поэтому спешить некуда и незачем

После ДТП, как и в любой стрессовой ситуации, человек испытывает адреналиновый шок. Вот что пишут специалисты:

«…При наступлении первой фазы человеку свойственна гиперактивность, то есть он старается выполнить какое-то действие, но не отдает себе отчет какое именно. В это время ему свойственны суетливые движения, много разговоров, он может не заметить, что пострадал сам, так как чувство боли приглушено.

Сразу после этого наступает прямо противоположное состояние вялости, заторможенной реакции и сонливости. В это время нервная система организма отмечается достаточно слабой реакцией на внешние раздражители. В этот момент человек полностью погружается в себя и не реагирует на внешний мир, внимание его рассеяно»

Давайте исходить из того, что в таком физиологическом состоянии человек действительно может не отдавать себе отчет в своих действиях. Поэтому требовать от него четкого изложения обстоятельств и подписания каких-то бумаг по меньшей мере глупо. И здесь у вас есть право ссылаясь на своё состояние отказаться от дачи показаний. В 51-й статье Конституции РФ сказано: у гражданина есть право не свидетельствовать против себя и своих близких. Если вы не в состоянии адекватно реагировать на окружающую обстановку, внятно и грамотно отвечать на вопросы следователя и дознавателя, выстраивать линию собственной защиты – у вас есть право не отвечать на задаваемые вопросы. «Ребят, чуть все устаканится, успокоится, проконсультируюсь с юристами и расскажу, как всё было!»

Виталий Харитонов:

— Все знают о 51 статье Конституции. Она даёт право не свидетельствовать против себя. Каждому её в протоколе разъясняют. Но никто ей не пользуется! Я вижу практику по ДТП по всей России: от Калининграда до Дальнего Востока, и я ни разу не видел, чтобы кто-то отказался от дачи показаний.

Точно нельзя отказываться от протокола медицинского освидетельствования, потому что это будет интерпретировано как нахождение в состоянии опьянения. Обязательно нужно пройти эту процедуру. 

Но отказ от подписания протокола и дачи объяснений никак не усугубляет вину, никак не мешает прийти через три дня с адвокатом и дать соответствующие объяснения. Хуже всего, когда первоначальное объяснение является подробным, потому что если человек даёт подробные показания против себя – это очень плохо. ДТП не такая сложная тематика, это не какие-то высокие материи. Водителю-профессионалу можно разобраться самому, можно проконсультироваться у разных специалистов и принять взвешенное решение, дать осознанные показания, которые не будут использованы против водителя.

Источник: канал Валерия Войтко