← Дзен

«Век таких машин на исходе». История водителя, проработавшего 35 лет на одном ЗИЛ-130

Фото: https://esp.md/

Виктор Васильевич Топоривский из города Бельцы работает на ЗИЛ-130 с 1985 года. По словам водителя, за рулем другой машины он себя уже не представляет.

Виктор Васильевич родился в Фалештском районе Молдавской ССР в 1955 году. Он отучился на слесаря и около года отработал на электротехническом заводе, где занимался ремонтом станков. Затем решил сменить род деятельности и получил водительское удостоверение в автошколе ДОСААФ. Вернувшись из армии, мужчина в 1977 году устроился водителем на теплоэлектростанцию в городе Бельцы… где и трудится по сей день.

От звонка до звонка

Первой машиной Виктора Топоривского стал ГАЗ-51. На нём он работал семь лет – возил материалы для обслуживания и ремонта теплосети по Бельцам, ездил за ними в Кишинёв. В 1985 году на предприятие поступило несколько новых ЗИЛов. Сесть за их руль должны были другие водители, но руководство решило, что один из грузовиков непременно должен достаться Виктору Васильевичу. С тех пор он на нём и ездит: в этом году машине исполнилось 35 лет. Грузовик по сей в строю, и чаще всего он обслуживает ремонтные работы на городских улицах: подвозит грунт, перекрытия, плиты, короба, стройматериалы.

Если не считать ежегодных отпусков и одного короткого периода, когда водителя попросили временно вернуться за руль ГАЗ-51 для развозки персонала, свои 35 лет ЗИЛ Виктора Топоривского отработал от звонка до звонка. 

Водитель признаётся: ему предлагали пересесть на машины поновее, но он уже прикипел к своему грузовику, в котором всё знакомо.

Фото: esp.md

«Машину нужно жалеть»

Виктор Васильевич постоянно ухаживает за машиной как за своим личным автомобилем – только поэтому грузовик до сих пор исправно выполняет свою работу и прилично выглядит. По словам водителя, машину нужно беречь и жалеть – иначе она быстро придет в негодное состояние. Виктор Топоривский особенно переживал за свой ЗИЛ во время одного из отпусков, когда грузовик передали другому водителю – боялся, что тот разобьёт машину.

— Если машина переходит из рук в руки, за ней никто толком не следит, не радеет, ничего хорошего точно не будет, – приводит слова Виктора Васильевича портал esp.md.

Почти все ремонтные работы водитель выполняет самостоятельно. Исключение – ремонт двигателя: им занимается трудящийся на предприятии моторист. 

Несмотря на почтенный возраст машины, по-настоящему серьёзных поломок не было уже очень давно. Иногда текут шланги гидроусилителя руля, пару раз приходилось менять сальник рулевой сошки, а однажды сломалась полуось, когда Виктор Васильевич пытался выехать из рыхлого грунта: из-за специфики его работы ездить приходится не только по асфальту, и такие казусы неизбежны.

Фото: esp.md

Отменный аппетит

Двигатель у грузовика, впрочем, не родной: штатный шестицилиндровый агрегат оказался слишком слабым, и когда он начал стучать, ремонтировать его не стали, а заменили на другой V-образный восьмицилиндровый мотор объемом 5,5 л. С его установкой пришлось повозиться: не подходили крепления, но с тех пор мотор проблем не приносит – вскрывали его всего два раза для замены вкладышей и шатунов.

Новый двигатель отличается высоким расходом топлива: около 40 литров бензина на 100 километров. Несколько раз водителю приходилось ездить в Харьков за стройматериалами: бензин в те времена был в дефиците, и нужно было объезжать по несколько заправок, чтобы найти горючее.

Время берёт своё

На дорогах до сих пор встречаются старые советские грузовики. Они ездят, пока живы их водители, энтузиасты и любители такой техники.

— Возраст есть возраст, и металл тоже имеет свой ресурс. Мы варим, стараемся поддерживать машины, но коррозия берёт своё. Не знаю, сколько они ещё выдержат. Возможно, через несколько лет таких машин уже не будет видно на дорогах, - рассказывает Виктор Васильевич.

Водитель, однако, не готов пересаживаться за руль нового грузовика. К современной машине нужно привыкать. Кроме того, в ней гораздо больше электрики – починить такую машину на обочине, в отличии от ЗИЛа, удастся далеко не всегда.

В другой профессии Виктор Васильевич себя не видит: говорит, что всегда любил машины и очень к ним привык. «Куда мне еще деваться?» – спрашивает он у журналистов.

Зил-130: плюсы и минусы по мнению водителя с 35-летним стажем

Плюсы:

  • Легкость управления;
  • Высокая прочность;
  • Ремонтопригодность.

Минусы:

  • Большой расход топлива;
  • Короткий кузов.