Ограничения, введённые из-за коронавируса, ударили не только по предпринимателям, но и по мошенникам, орудующим на рынке грузоперевозок. Теперь ограничения снимают, и преступники возвращаются на большие дороги.
По информации сервиса Impact, в апреле текущего года грузовладельцы потеряли из-за хищений около 16 млн рублей. Это не окончательная сумма: она увеличится, когда по учтённым делам будут вынесены судебные решения. Но вряд ли она достигнет показателей 2019 года: тогда грузоотправители из-за действий мошенников потеряли более 103 млн рублей, т.е. в 6 раз больше.
Ограничения снимаются, и вместе с предпринимателями возвращаются к работе мошенники. В мае этого года убытки от краж в сравнении с мартовскими показателями увеличились троекратно и достигли 50 млн рублей. Заместитель директора компании «Контроль рисков» Алексей Кожевников в беседе с журналистами портала Logirus поделился прогнозами и рассказал о самых распространенных схемах, которыми пользуются злоумышленники.
Популярные схемы
Алексей Кожевников отмечает, что 95% преступлений в сфере транспорта и логистики приходится на мошенничество.
Среди многих видов хищения грузов наиболее распространенным является выгрузка в месте, не указанном в транспортной накладной.
Обычно водители, совершившие такое нарушение, рассказывают о звонках от неизвестных лиц, потребовавших разгрузиться на другом объекте (а иногда и вовсе на обочине трассы).
Второй по популярности способ мошенничества – подделка документов. Преступник может вклеить свою фотографию в чужой паспорт, приехать с ним на погрузку, забрать груз и исчезнуть.
Самый редкий способ хищения груза – обычная кража: вскрытие прицепа во время отдыха водителя или на ходу. Чаще чего такие случаи происходят вблизи районных и областных центров, в ночное время суток.
Коронавирусные ограничения способствовали снижению уровня преступности. Сыграли свою роль временные запреты на перемещение, введённые в некоторых регионах и усиление контроля на дорогах. Но сегодня ограничения отменяют, и количество инцидентов стремительно растёт.
Алексей Кожевников сравнивает ситуацию с цунами: сперва волна отступила, а теперь вновь готова захлестнуть рынок грузоперевозок.
"Доверчивый водитель"
В прошедшем 2019 году значительно чаще чем обычно использовалась уже знакомая многим перевозчикам схема с "доверчивым водителем". Злоумышленники, в распоряжении которых есть грузовик, предлагают своё транспортное средство экспедитору, обычно через интернет. Тот находит заказ и отправляет машину на загрузку. Машина забирает груз и исчезает, а через несколько дней водитель выходит на связь и заявляет, что выгрузил груз в другом месте по требованию неизвестного лица, связавшегося с ним по телефону. .
Такая схема распространена, потому что экспедиторы в транспортных накладных зачастую указывают свои данные вместо данных перевозчика.
Если информации о перевозчике в накладных нет (а указан лишь водитель как физическое лицо), то никакой ответственности в рамках ст. 796 ГК он не понесёт.
Для защиты от этой схемы необходим комплексный подход – активная работа службы безопасности, предрейсовые проверки водителей, тесный контакт с руководителями компаний-контрагентов, учет данных автомобилей. Тем не менее, когда речь идёт о больших объемах перевозок (например, о нескольких сотнях ежесуточно загружаемых фур), риски существенно повышаются из-за человеческого фактора. Поэтому некоторые компании-грузовладельцы сознательно закладывают в бюджет возможность потери одной-двух машин.
В 95% случаев хищений грузовладельцы заключают договор транспортной экспедиции, а не перевозки. Следует помнить, что в соответствии со ст. 801 ГК лицом, оказывающим услуги, должная быть организация или индивидуальный предприниматель. Однако на деле перевозчикам нередко отправляют заявку и физические лица. Кроме того, в соответствии со ст. 785 ГК заявку перевозчику может отправлять лишь грузоотправитель, но и на этот факт в нынешних реалиях часто закрывают глаза.
Между собственником груза и перевозчиком посредников бывает много – в практике Алексея Кожевникова есть случаи, когда их количество доходило до семи.
Мошенники могут обманывать нескольких предпринимателей, пользуясь одними и теми же поддельными документами. Машина, за рулём которой сидит пособник злоумышленников, может "отправиться в рейс" Москва – Красноярск и в тот же день выгрузиться неподалёку от Москвы. У водителя остаётся без малого неделя на совершение новых преступлений. В 2017 году в Москве и Подмосковье была выявлена цепочка из пяти преступлений, совершенных по одним и тем же документам. В 2019 году история повторилась – в том же регионе и с теми же самыми документами было совершено еще пять хищений.
Эксперт подчеркивает: когда дело доходит до суда, водители чаще всего проходят как жертвы мошенников, а не соучастники: именно поэтому их и называют "доверчивыми". Сами же злоумышленники получают срок, выходят по УДО и продолжают свою преступную деятельность.
Разные грузы – разные схемы
Алексей Кожевников отмечает, что наиболее надежными перевозчиками являются компании с западным капиталом, в которых организованы отделы риск-менеджмента и отлажены бизнес-процессы. А вот в компаниях, где один человек выполняет функцию службы безопасности и риск-менеджера, риски всегда выше. По мнению эксперта, компании с российским капиталом являются менее надёжными.
Во время коронавирусных ограничений чаще всего мошенники похищали медицинские маски. В целом же у преступников пользуются спросом продукты питания (28%) и металл (20%).
В разных категориях грузов используются разные схемы: к примеру, 50% похищений кондитерских изделий проводится с помощью поддельных документов. Это объясняется относительной легкостью реализации хищения: украденный груз можно быстро переработать и переупаковать, а затем реализовать (нарушив при этом сроки и условия хранения).
Резюмируя, Алексей Кожевников напоминает: уровень преступности напрямую связан с экономической обстановкой в стране. Для того, чтобы повлиять на усугубляющуюся ситуацию, необходимо открыто говорить о проблеме и разбираться в её причинах. Эксперт уверен: эффективный обмен информацией в рамках единого стандарта может остановить надвигающееся на рынок грузоперевозок цунами.