Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко уверен: внедрение онлайн-тахографов обернётся огромным количеством несправедливых штрафов и создаст неравные конкурентные условия для участников рынка грузоперевозок.
Размышлениями о последствиях возможного внедрения автоматических тахографов Валерий Войтко поделился с подписчиками своего Youtube-канала.
Не то что бы я Нострадамус, но вещи, о которых мы неоднократно говорили, потихоньку наступают нам на горло.
В России начинается тестирование онлайн-тахографов, на которые в перспективе переведут все новые грузовики и автобусы. На смену инспекторам, фиксирующим превышение скорости или нарушение режима труда и отдыха водителей, должна прийти автоматизированная система, которая фиксирует нарушения в онлайн-режиме. Пока онлайн-тахографы планируют установить на пассажирский транспорт в 20 крупнейших агломерациях. Однако у юристов и участников рынка есть сомнения в том, что показатели тахографа в принципе могут корректно применяться для дистанционного назначения штрафов.
Что касается автоматических штрафов, то у нас, автотранспортников есть огромный негативный опыт. Это и "Платон" с его сбоями в программно-аппаратном комплексе, и АСВГК с дичайшим разбросом результатов взвешивания. А отсудить необоснованные штрафы после их вынесения практически невозможно.
В той бумажке, которую распространил Минтранс, указано, что испытание будет идти в тестовом режиме. Но тестирование в "тепличных" условиях - это и не тестирование вовсе! В моём понимании, тестирование - это испытание некоего прибора или агрегата в самых разных условиях. Когда в серию запускают автомобиль, машины гоняют и в Заполярье, и в пустыне, и в городских условиях, и в условиях бездорожья. И после этого делаются выводы о том, насколько удачной или неудачной вышла конструкция. Нам же предлагают схему, которую тестированием можно назвать с большой-большой натяжкой.
Во-первых, что такое пассажирский транспорт в городе? Это работа по графику! Это отслеживание с помощью системы ГЛОНАСС и диспетчерская, которая жестко контролирует прохождение маршрута и режима труда и отдыха водителя. Сбиться практически невозможно.
Второе. Нужно понимать, каким образом будет передаваться информация онлайн. Если это сотовая связь, то в городах покрытие стопроцентное. Если спутниковая – то здесь как раз идёт затенение сигнала спутника от многочисленных домов и других строений. То есть в одном случае мы имеем однозначно положительные исходные данные, в другом – резко отрицательные.
И едва ли результаты такого тестирования могут являться надежным подспорьем для оценки работы системы на грузовом транспорте. Грузовой транспорт двигается по всей территории РФ.
Где какая связь – не мне вам рассказывать. У нас полно регионов и трасс, где уже в паре километров от населенного пункта никакой связи нет.
Штрафы за пробки и заторы на дорогах – это справедливо?
Кроме того, условия работы и движения транспорта тоже далеки от идеальных. Возьмём ближнее Подмосковье: железнодорожные переезды, ремонтные работы, аварии, задержки на погрузке-выгрузке… если в нормальном, ручном режиме есть возможность объяснить, из-за чего произошло то или иное нарушение РТО, то в автоматическом – извините: штраф прилетает сам по себе.
В Минтрансе уточняют, что принятие решений все же будет не полностью автоматическим.
«К должностному лицу будут попадать только сведения, однозначно свидетельствующие о нарушении, но решение о назначении наказания будет принимать должностное лицо».
Вот здесь мы видим второй логический тупичок. С одной стороны, Минтранс говорит, что автоматическая система штрафов за несоблюдение РТО и скоростного режима вводится, чтобы снять нагрузку с инспекторов на трассе.
Но представьте себе пробку длиной в 3-4 километра. Дураков, которые захотят платить 50 тысяч за нарушение РТО среди водителей, стоящих в этой пробке, не найдется. И вся эта колонна завтра-послезавтра (когда придут "письма счастья") отправит свои жалобы в центр автоматической фиксации нарушений. Сколько человек потребуется, чтобы разобрать эти жалобы? Будут ли их разбирать так тщательно, как это необходимо автоперевозчикам?
Что касается замеров скорости и автоматических штрафов за её превышение, то здесь вопросов еще больше. Точность позиционирования транспорта – что по спутниковым сигналам, что в сотовых сетях – тоже неидеальная. Представим ситуацию: при въезде в населенный пункт висит знак – 60 км/ч. Снимаются показания прибора. Скорость на въезде была 80 км/ч, что проходит с учетом нештрафуемой разницы. Но с учётом точности позиционирования прибор может снять скорость, которую машина имела на подъезде к знаку.
У нас полно примеров, когда система геопозиционирования при контроле остановок транспорта в Москве давала колоссальные сбои, выдавала левые результаты. И в случае замера скорости нам тоже гарантирован вал жалоб автоперевозчиков на недостоверные показания приборов.
А еще «умный» тахограф приведёт к неравным конкурентным условиям
Минтранс говорит о том, что новыми тахографами транспортные средства будут оснащаться постепенно. Сколько будет стоить эта приблуда пока неизвестно, но по оценкам экспертов её цена может значительно превысить стоимость современного тахографа с СКЗИ. Под увеличенную финансовую нагрузку при приобретении нового транспорта будут попадать не только и не столько представители малого и среднего бизнеса, сколько крупные транспортные компании, покупающие новые грузовики. И тут возникает вопрос, который с моей точки зрения имеет смысл переадресовать в ФАС.
Очевидно, что увеличенная стоимость новых тахографов и абсолютно разные условия оформления штрафов в сравнении с тахографами старыми создают неравные конкурентные условия у разных субъектов бизнеса.
И здесь я наблюдаю достаточно интересную ситуацию: против нововведений выступают владельцы крупных компаний, автофлотилий. Они только-только отдышались после введения тахографов с криптоблоками, и тут на тебе: приобретаешь новую машину – получи автоматический тахограф и автоматические штрафы.
Сокращение количества инспекторов на трассе
Условия будут явно неравными: Минтранс говорит о том, что с ростом количества автоматических приборов инспекторов будут убирать с трасс. И машины, не оборудованные новыми смарт-тахографами окажутся вне контроля.
Стало быть, для контроля за ними какую-то часть инспекторов придётся оставить. Ситуация – дебильная: мы оставляем инспекторов, обременяем автоперевозчиков необходимостью приобретать новые приборы и мы вынуждены расширять штат инспекторов в кабинетах, которые будут разбираться с валом жалоб на необоснованные штрафы.
И где здесь выгода, экономия, рост безопасности дорожного движения? Ничего этого нет. Есть только рост благосостояния производителей тахографов.
Весной 2019 года Минэкономразвития, оценивая ситуацию с тахографами СКЗИ, выдал весьма негативное заключение к программе, которую продвигает Минтранс. Минэк отметил, что по заверениям транспортного ведомства по мере увеличения количества тахографов с СКЗИ аварийность на дорогах должна снизиться. На момент доклада, тахографами с криптоблоком было оснащено порядка 40% ТС. Аварийность на тот период снизилась на 17% – в 2 раза меньше, чем планировал Минтранс.
Я более чем уверен, что вся эта свистопляска с новыми тахографами нацелена на очередной распил денег. Еще при создании паспорта проекта тотальной тахографизации транспорта в документах Минтранса указывалось, что ёмкость рынка тахографов составляет около 60 млрд рублей.
Учитывая необходимость регулярной замены криптоблока и приобретения карт, мы получаем забавную картинку: тахографисты получают с автоперевозчиков больше денег, чем оператор системы «Платон».
Вот за это они и бьются. Когда речь идёт о таких суммах, наши соображения, основывающиеся на логике и здравом смысле, не имеют никакого значения. Мы для них – кормовая база.
И еще один момент хотелось бы отметить. Рассмотрим эту ситуацию с точки зрения основ государственного управления. Перевозчик по требованию Минтранса покупает некий прибор, в функционал которого заложены контрольно-надзорные (государственные) функции – фиксация правонарушений и оформление штрафов. Мы понимаем, что только для контроля РТО хватает и аналогового, и ЕСТР-тахографа, потому что они показывают, было или не было нарушения. Всё, что сверху – это перекладывание государственных функций даже не на обезличенный прибор, а на карман перевозчика. И с моей точки зрения было бы правильным и логичным: если вы хотите экономить на контроле, надзоре, штрафах – берите на себя оплату этого прибора!
Термин «лоббирование» – мягкое, политкорректное обозначение процесса продавливания нужных бизнесу решений за деньги. С моей точки зрения, если оценивать ситуацию с тахографами – весь наш многолетний цикл от аналоговых устройство до онлайн-тахографов – именно этим и занимается Минтранс. Проталкивает абсолютно невыгодное для бизнеса решение. Выгодно оно только производителям тахографов.
Автоматизация и цифровизация тахографов, которую нам предлагает Минтранс, это не цифровизация вовсе. Это некий фетиш, деревянный идол, которого перед нами поставили. Молитесь, восхищайтесь, разбивайте головы, отчисляйте денежки на его содержание – а мы их как-нибудь попилим. Такой технический прогресс с нечеловеческим лицом.