Что делать, если вам предлагают везти опасный, тяжеловесный или негабаритный груз под видом обычного, объясняет координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
— Когда на загрузке происходит пересортица отгружаемых товаров (вместо макарон грузят гречку, вместо тушенки – рыбные консервы, вместо микроволновок – стиральные машинки), ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы всё это было отражено в транспортной накладной. Однако всё чаще и чаще происходят ситуации, когда предлагаемый к перевозке груз сильно отличается от того, что грузят по факту: больше габариты, вес, или вообще это опасный груз под видом обычного.
Говорить о том, что это ошибка кладовщика или менеджера не приходится: чаще всего это результат четкой, осознанной позиции грузоотправителя.
Впарить перевозчику негабарит, нагрузить в полтора раза больше груза чем было заявлено или загрузить опасный груз под видом обычного – это почти норма. Почему? Да потому что так дешевле.
Ничего страшного и в этом случае не произойдет, если водитель на загрузке увидит и раскроет все манипуляции грузоотправителя. Перевозчик имеет полное право отказаться от такой перевозки с очень простой формулировкой: грузоотправитель намеренно сообщил недостоверные сведения о существенных характеристиках перевозимого груза – будь то его габариты, вес или категория (опасный/не опасный).
Николай Синявин, автоперевозчик, Краснодарский край:
— Стали грузить химию, ADR-9. Я говорю: ребята, для её перевозки нужен ДОПОГ, и цена другая совершенно! Мне отвечают: ой-ой-ой, там вторая погрузка, может прикроешь? Я приезжаю на вторую погрузку, та же самая история. Говорю, ребята, я такой груз не повезу. Они мотивируют свои действия каким-то постановлением 2007 года, якобы этот груз относится к 9 классу и не требует специального разрешения на передвижения. Я говорю: вы хоть мозг включите! Это спецразрешение на движение, а не на перевозку, а перевозка осуществляется при наличии ДОПОГ! А они просто дурака включают и всё…
И ладно бы речь шла о каких-то разовых ситуациях: чем дальше, тем больше. Со стороны грузоотправителей недостоверная информация о существенных характеристиках предлагаемого к перевозке груза стала носить системный характер. И с их точки зрения всё понятно: машин много, грузов мало, будешь упираться – пошел нафиг за ворота, найдутся другие.
Николай Синявин, автоперевозчик, Краснодарский край:
— Ситуация повторяется один в один. Присылают заявку, товары народного потребления, 10 тонн. Приезжаю, иду подписывать документы – а там удобрения. Спрашиваю: ДОПОГ нужен? Нет, это минеральные удобрения. Начинают грузить: ADR-9, ADR-8. Я говорю: барышня, это как называется, вы грузите мне опасный груз! И всё повторяется! Так же падают на заднюю точку, кричит что я дурак…
Меня послали куда подальше, порвали документы. Сказали: тебя здесь не было и звать тебя никак. Машину с ДОПОГ им месяц искать, а груз нужно отправлять – вот они и идут на такие ухищрения. Машину пригнал, хочешь вези, хочешь – нет, а сколько денег ты потратил и что ты сделал, им глубоко плевать.
Им – плевать, а нам писать претензию:
При погрузке выяснилось, что предъявленный к перевозке груз относится к категории опасных грузов ADR-9. В связи с предоставлением недостоверных данных, касающихся существенных характеристик перевозимого груза, пользуясь правом, предоставленным мне Гражданским кодексом РФ, Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом требую разрешить конфликтную ситуацию в досудебном (претензионном) порядке.
Алгоритм уже накатан: снова претензия, и хорошо, что у Николая была возможность передать эту претензию не на склад, а непосредственно в головную контору этой фирмы. Это правильный вариант.
Ни для кого не секрет, что менеджеры среднего звена часто используют автотранспорт для отмывания «сэкономленных» денег, поэтому информация о том, что происходит у них на складах, для учредителей и руководства компаний порой бывает крайне неожиданной – чем и надо пользоваться. Отчего-то мне кажется что деньги на перевозку удобрений, которые считаются опасным грузом, эти ребята получают в полном объеме, но до водителя они не доходят. Получается, что складские менеджер подставляют интересы всего производства. Ведь машина, вышедшая без должного оформления груза и не имеющая должных разрешений, так или иначе может быть поставлена на штрафстоянку. И если натравить гаишников и транспортников на такой объект…
не думаю, что руководители производства будут в восторге от того, что результаты суточной смены предприятий зависнут на штрафстоянке. Стало быть, надо показать что шкурные интересы менеджеров идут вразрез с интересами всего предприятия.
Врут эти ребята, когда говорят о том, что 9 класс опасности не требует ДОПОГ! Единственное, что там присутствует – чуть менее жесткие требования к транспортному средству. Не такие жесткие, как к топливу, пороху, радиоактивным материалам. Но, тем не менее, требования к автомобилю существуют, и перевозка 9 класса опасности требует от водителя наличия удостоверения ДОПОГ, ведь никаких поблажек на перевозку опасных грузов – даже в нынешний коронавирусный период – нет.
Борис Савельев, доцент Сибирского государственного автодорожного университета, эксперт по перевозке опасных грузов.
— К машине действительно требований немного. Необходимо, чтобы было устройство ограничения скорости. Но в наличии должна быть вся необходимая комплектация – пустая табличка, огнетушители, противооткатные устройства… Если водитель везёт груз в контейнерах, мешках, канистрах, флягах или бочках, тогда табличка должна быть пустая. А если он везёт навалом или насыпью, то маркировка посложнее – машину надо маркировать так же, как цистерну. Удостоверение с базовым курсом в любом случае необходимо.
На видеосъёмке (11:15) виден хвост машин, который стоит перед воротами предприятия. Полагаю, что все они спокойно загрузятся, подотрут сопли и потащат груз. Не стройте никаких иллюзий по поводу водительской солидарности: её уже давно не существуют.
Грузят опасные грузы по цене обычных, повизгивают и с радостью тащат их в ущерб своему кошельку, защищая шкурные интересы даже не грузоотправителей, а их вороватых менеджеров.
Положа руку на сердце: что бы я сделал? Сдал бы их всех. Ближайшим территориальным транспортникам либо ГИБДД. Так бы и сказал: из этих ворот выезжают машины, перевозящие опасные грузы без разрешения. Я понимаю, что перевозчики попадут под удар, но прикрутить хвосты вот этим грузоотправителям, которые за счет перевозчиков крысят свои деньги, я считаю – святое дело.