Саратовская прокуратура установила, что с поста весового контроля под Красноармейском незаконно эвакуировали более 400 грузовиков. Перевозчики утверждают: это лишь капля в море, и масштабы нарушений в области гораздо шире.
На пункт весового контроля, расположенный в 7 километрах от г. Красноармейск (Саратовская область) перевозчики жалуются уже давно. За малейший перевес грузовики здесь отправляют на штрафстоянку: времени на устранение перегруза водителям не дают. Согласно областному законодательству, устранить перегруз до эвакуации можно, но дежурящий рядом с постом эвакуатор делает эту задачу невыполнимой.
— Как правило, на контрольные весы попадают законопослушные перевозчики с небольшим перегрузом на ведущей оси тягача, – рассказывает член Объединения перевозчиков России (ОПР) из Саратовской области Александр Черевко. – Нарушение может фиксироваться из-за неровности на дороге или из-за неточного оборудования.
Водители едут через всю страну и ни до этих весов, ни после проблем у них обычно не возникает.
Если нарушение подтверждается на контрольных весах, машину эвакуируют на находящуюся в Красноармейске штрафстоянку. Действующий в области закон №200-СЗО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки..." позволяет устранить перегруз на месте до прибытия эвакуатора, но долго ждать не приходится – спецмашина, отмечает перевозчик, дежурит в паре сотен метров от поста.
— Машину тащат прямо в сцепке, – рассказывает Юрий Хилюк, председатель Комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты Саратовской области. – Эвакуатор цепляет тягач с полуприцепом: масса буксируемого ТС практически всегда в несколько раз превышает массу буксирующего. Нарушаются и весогабаритные параметры, длина может вылезти за 20 метров, превышаются осевые нагрузки. Водителю выписывают счёт на перемещение 2 транспортных средств, как будто бы их переместили отдельно: 18 тысяч за тягач и 12 за прицеп.
Ясновидящие на посту
Самое интересное, отмечает Юрий Хилюк, начинается именно на штрафстоянке: здесь водителя по разным причинам не допускают к устранению перегруза. Для допуска его обязывают написать заявление на имя руководителя стоянки, которого постоянно нет на месте. Это заявление может рассматриваться до следующего дня. Затем сотрудники стоянки требуют доверенность на частичную разгрузку от грузоотправителя.
— Эта надуманная бумажная волокита длится до трёх суток, а каждый час обходится владельцу автопоезда в 680 рублей. Потом перевозчику предлагают транспорт для разгрузки и грузчиков, за это просят около 30 тысяч рублей. Идёт навязывание услуг.
30 тысяч за транспортировку, 30 тысяч за разгрузку и по 16 тысяч за каждые сутки простоя – итого от 70 (в лучшем случае) до 110 (если дело затянется) тысяч рублей здесь оставит водитель.
— Перевозчику приходится платить, потому что время идёт, а в прицепе могут быть скоропортящиеся грузы, – объясняет Александр Черевко. – После оплаты часть его груза выгружают в другую машину и фотографируют. Фото отправляют на пункт весового контроля, где делают вывод о том, что нарушение устранено. Как они определяют вес по фотографии? Наверное, ясновидящие. Машина выезжает со стоянки, за воротами в неё возвращают выгруженный груз и она продолжает движение.
Страдают законопослушные перевозчики
Перевозчики уже несколько месяцев пытаются обратить внимание контролирующих органов на сложившуюся ситуацию. Еще в феврале местное издание "Четвертая власть" сообщало о том, что предприниматели подали заявления в следственный комитет, минтранс, антимонопольную службу и прокуратуру. А 30 марта это же издание сообщило, что прокуратура провела проверку, в ходе которой было установлено: злосчастный пункт весового контроля не соответствует требованиям законодательства. Он не оборудован стоянкой, на которой задержанные транспортные средства должны находиться до устранения причины задержания. Именно по причине её отсутствия госинспекторы отправляли грузовики на штрафстоянку – тем самым также нарушая закон (ст. 27.13 КоАП). Были выявлены и другие нарушения.
Выяснилось, в частности, что за проверяемый период на штрафстоянку незаконно доставили 448 транспортных средств.
— Эти случаи лишь капля в море. Самые отчаянные и смелые перевозчики, которые боролись за свои права, – отмечает Александр Черевко. – Коррупционная составляющая там очень большая, и мы готовы это доказывать. У нас есть много видеоматериалов, записей, как водители останавливаются перед постом, подходят к пункту ространснадзора, заходят в помещение, тут же из него выходят и проезжают пост, не останавливаясь. Таких случаев очень много, но это никому не интересно. Страдают именно законопослушные перевозчики, которые не знают о допущенном нарушении, которым не даётся возможность его устранить. А машины, которые заведомо идут с перегрузом, продолжают двигаться. Заходят на пост, здороваются и едут дальше.
Никаких конкретных решений пока принято не было – расследование продолжается. Перевозчики удовлетворены промежуточным результатом, но ждут большего.
— Они обязаны закрыть эту штрафстоянку, – уверен Юрий Хилюк. – Не знаю, как будут реагировать правоохранительные органы, но мы очень надеемся, что её закроют хотя бы до устранения нарушений.