Подросток из Воронежа хотел стать дальнобойщиком. Он дал отпор пьяному отчиму, напавшему с ножом на его мать. Теперь его судят за умышленное убийство.
В октябре прошлого года воронежские СМИ написали об ужасной истории: 16-летний подросток, защищавший мать от нетрезвого отчима, убил его ударом ножа. Юношу задержали правоохранители, свою вину он отрицать не стал – в результате на него было заведено уголовное дело по статье «Убийство». О подоплёке этой истории рассказал воронежский портал «Моё».
Семью, в которой жил Стас (имена всех участников событий изменены) благополучной назвать нельзя: его мать Елена сожительствовала с 35-летним Игорем. Игорь был дважды судим – за кражу и браконьерство, любил выпить и нередко конфликтовал с Еленой. В ходе ссор в дело шли кулаки – доставалось и Елене, и Стасу. Об этом рассказывают как сами жертвы домашнего тирана, так и их соседи, привыкшие к дракам и крикам. По словам соседей Игорь, однажды встретив Стаса в дверях, с размаху ударил его кулаком по лицу.
Подросток ответить взрослому агрессивному оппоненту не мог: он был вынужден терпеть и «ходить по стеночке». Характер у Стаса был мягкий, из-за агрессии отчима он постоянно находился в состоянии стресса. Учителя и одноклассники отзываются о нём исключительно хорошо: добрый, скромный, правда, с учебой было неважно – Стас подрабатывал и ради работы перешел на вечернее обучение.
У Стаса были планы на будущее: он хотел выучиться на автомеханика и стать дальнобойщиком.
Елена же стоически терпела побои сожителя. Иногда она просила сына сфотографировать синяки, чтобы потом показать фотографии Игорю. Трезвый, тот падал ей в ноги и молил о прощении, но вскоре опять напивался и история повторялась. В полиции об Игоре и его судимостях знали, но сделать ничего не могли: несмотря на побои, Елена отказывалась подавать заявление. Может, боялась, а может, надеялась, что Игорь исправится.
Трагедия случилась 20 октября. Елена пришла домой в 10 часов вечера и застала там выпившего Игоря. Он начал предъявлять ей претензии из-за бытовых вопросов: вспыхнула ссора. Игорь схватил нож и начал угрожать женщине, затем схватил за горло. На крики прибежал Стас, он попытался оттащить отчима от матери. Тогда Игорь переключился на подростка, завязалась драка, и в руках Стаса оказался нож.
— Как у Стаса оказался нож, не видела. Я в таком состоянии была... Ножи у нас на подставке. Может, остался какой на столе, как резали что-то… Не помню. Хорошо помню лишь, как сын нанёс удар ему в область сердца, – приводит слова Елены портал «Моё».
Есть в этой истории и белые пятна. Врачи, приехавшие на место преступления, зафиксировали многочисленные порезы на руках Елены. Изначально она сказала, что эти порезы ей нанес сын, но вскоре отказалась от этих показаний и сообщила, что раны – дело рук Игоря. Свои первоначальные показания она объяснила шоковым состоянием.
Когда приехали врачи, Игорь был мёртв, а Стас убежал из дома. В состоянии глубочайшего шока он пришел к друзьям, которым рассказал о произошедшем.
В течение нескольких часов друзья успокаивали Стаса. Полицейские задержали подростка утром следующего дня.
Сейчас Стас находится в СИЗО. Увидеться с матерью ему не разрешают – объясняют это тем, что она проходит по делу в качестве свидетеля. Полтора месяца подросток провёл в психдиспансере: по результатам обследования он был признан вменяемым. Врачи установили, что в состоянии аффекта в момент совершения преступления он не находился.
Правоохранители возбудили уголовное дело об умышленном убийстве. Адвокаты с такой формулировкой, конечно, не согласны – они заявляют о необходимости применении статьи 37 («Необходимая оборона»). Юрист Вячеслав Чуприн предполагает, что это может быть связано с системой отчетности: для полицейских раскрытое по горячим следам убийство – весомый плюс. Другой адвокат, Александр Дорохин, отмечает, что по имеющимся в его распоряжении данным Елена ранее пыталась написать заявление на Игоря, но сами полицейские отговаривали её это делать.
Родные и близкие пытаются защитить Стаса. Одна из подруг подростка создала в интернете петицию, которая собрала уже почти 5000 подписей.
Редакция портала «Моё» попыталась связаться с региональным управлением СКР и выяснить, почему подростка считают убийцей и по какой причине ему не дают увидеться с матертью. На устные вопросы сотрудники управления отвечать отказались, а на письменный запрос журналисты ответа до сих пор не получили.