← Дзен

«РГ»: российские перевозчики начинают обновлять автопарки

© Терехова Марина / Фотобанк Лори

Снижение цен на грузовики и рост ставок позволил некоторым перевозчикам начать обновление автопарков. Об этом пишет «Российская Газета» со ссылкой на игроков рынка.

Обновление пока не носит массового характера: этому препятствует высокая ключевая ставка и низкие тарифы на перевозки. В Объединённой лизинговой ассоциации отмечают, что лишь в четвёртом квартале спрос на подержанные грузовики впервые с начала года превысил темпы их изъятия (1100 проданных единиц в месяц против 1000 изъятых).

Ключевую роль в оживлении рынка сыграло падение цен на тягачи. Тимур Новожилов («Нексус») отмечает, что сегодня грузовик с пробегом до 100 тыс. км можно купить за 3,2-3,4 млн рублей, тогда как два года назад такие машины стоили почти в три раза дороже. Средняя стоимость новых грузовиков, по данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», упала до 6,5 млн рублей.

Стимулом для начала закупок стал и наметившийся рост тарифов: совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов отмечает, что индикатор ATrucks сегодня находится на отметке +36. Это означает, что свободных машин на рынке сегодня меньше, чем грузов. Вице-президент ассоциации Российских автомобильных дилеров Виталий Киселёв подчёркивает, что из-за этих факторов компании начали точечное обновление и сегодня заменяют самые устаревшие и вышедшие из строя машины.

В то же время низкая доходность бизнеса не позволяет перевозчикам перейти к массовым закупкам техники. Главное препятствие — низкая маржинальность: Тимур Новожилов уверен, что только при уровне тарифов в 95 руб./км спрос на технику может стать стабильным.

Ещё один сдерживающий фактор — дорогие деньги: учредитель «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин напоминает, что у лизинговых компаний ставки на 2-3% выше, чем у банков. Эксперт допускает, что в 2026 году до 10% перевозчиков с низкой маржинальностью бизнеса могут покинуть рынок.

Такой прогноз разделяют и другие участники рынка. Однако в ассоциации «АвтоГрузЭкс» уверены, что оставшиеся на рынке транспортные компании к весне 2026 года сумеют повысить рентабельность на 8-11% и выйти на устойчивую окупаемость транспорта. Впрочем, некоторые перевозчики настроены менее оптимистично. Исполнительный директор Dentro Борис Мамилов подчёркивает, что рост расходов перевозчиков непропорционален прогнозируемому снижению ключевой ставки до 13%, а потому ждать восстановления спроса на грузовики до уровня 2023 года в любом случае не стоит.